Глава кабинета министров провел рабочую встречу с руководителем Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Назарием Скрыпником. Ведомство отвечает за безопасность товаров, которые попадают к потребителям. В его ведении находятся более девяти тысяч испытательных центров, ежедневно в системах фиксируется 300 сертификатов, четыре тысячи деклараций и 56 тысяч протоколов испытаний, рассказал Скрыпник. Росаккредитация выступает ключевым поставщиком данных для Федеральной таможенной службы. "Ни один товар не может попасть в Россию без действующего сертификата", - подчеркнул глава службы. В прошлом году таможня сделала пять миллионов запросов в ее реестр.
Михаил Мишустин в этой связи напомнил, что еще весной 2022 года в ответ на западные санкции Россия ввела упрощенный порядок декларирования импортных товаров. Он позволил вместо протокола отечественной лаборатории использовать иностранный, и отбор товара можно производить из партии, а не на производстве за границей. "Мера заработала, - считает Назарий Скрыпник. - Если в июне 2022 года я докладывал вам о трех тысячах деклараций, то сейчас наша система зафиксировала уже более 140 тысяч. И, что важно, ими в значительной мере пользуются представители малого и среднего бизнеса".
В последнее время активное развитие получила электронная торговля - граждане все чаще покупают товары на маркетплейсах. В Росаккредитации видят явный запрос со стороны потребителей на информированность при покупке в интернете. Федеральная служба наладила обмен данными с интернет-площадками. "Например, мама хочет приобрести ребенку игрушку в интернете и видит живую ссылку с надписью "товар проверен". Нажав ее, она попадает в реестр Росаккредитации и убеждается, что сертификат есть", - рассказал глава ведомства. В июне 2022 года миллион товаров имели такую ссылку в интернете, сейчас их уже порядка 17 миллионов.
Высокое качество - это требование не только к товарам на внутреннем рынке страны. Сегодня достаточно серьезно развивается российский экспорт. "Наши производители выходят на иностранные рынки, особенно это активно разворачивается в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Конечно, непросто занимать те или иные ниши, но наши качественные товары в целом хорошо известны в мире. У каждой страны, естественно, есть свои требования к продукции", - заметил Мишустин.
Глава Росаккредитации рассказал, что в 2022 году экспортеры, особенно продовольственные, обратились за снижением нагрузки по разрешительным документам. Скрыпник обратил внимание на одну особенность. Большие объемы российского продовольствия импортируют мусульманские страны, а поставки туда без сертификата соответствия требованиям халяль невозможны. До 2023 года нашим компаниям приходилось обращаться к зарубежным органам по сертификации либо к не аккредитованным Росаккредитацией организациям. Это было долго и дорого. В 2023 году при поддержке Минэкономразвития России состоялись переговоры с органом по аккредитации халяль стран Персидского залива. "Договорились об одной ключевой вещи - о возможности совместной аккредитации органов по сертификации халяль в России. Это значит, что сертификаты российского органа будут приниматься при экспорте товаров в эти страны", - сообщил Назарий Скрыпник.
В октябре прошлого года получил аккредитацию первый орган по сертификации халяль на базе Роскачества, в декабре начались поставки отечественной продукции в портах Объединенных Арабских Эмиратов, в Саудовской Аравии. "В планах у нас на 2024 год вести аналогичную работу с Малайзией, Индонезией и Турцией", - заявил глава федеральной службы. "Российские экспортеры благодаря качеству своей продукции занимают достаточно прочные позиции во многих отраслях - от машиностроения до сельского хозяйства, и именно качество должно оставаться в центре внимания Росаккредитации: чтобы надпись "Сделано в России" была синонимом слов "качественно, удобно, надежно", - заключил Михаил Мишустин.