Всего прошло 6 аукционов, начальная цена контрактов в общей сложности составила около 52,5 миллиона рублей. И на аукционах она упала на полпроцента и менее. Гендиректора одной из компаний приговорили к 5 годам 8 месяцам лишения свободы условно и к штрафу в 300 тысяч рублей (за покушение на ограничение конкуренции и по статье о коммерческом подкупе). Антимонопольная служба наложила на участников картеля оборотные штрафы в общей сложности на 3,74 миллиона.
Только в 2023 году на основе материалов антимонопольщиков возбуждено 13 уголовных дел по картелям (статья 178 УК РФ "Ограничение конкуренции"). Как сообщили "РГ" в пресс-службе ФАС России, антимонопольные нарушения чаще всего выявляют в таких сферах, как строительство, дорожные работы, ЖКХ, поставка лекарств, медоборудования, продуктов питания.
В ведомстве добавили, что в первую очередь участникам картельных соглашений грозит административная ответственность с наказанием в виде оборотного штрафа. Суммы могут быть различными и достигать нескольких сотен миллионов, а в некоторых случаях и миллиардов рублей. Предусмотрена и уголовная ответственность. Кроме того, ФАС может потребовать от нарушителей перечислить в бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, а также взыскать его в суде.
В 2024 году ФАС России ожидает принятия в полном объеме "антикартельного пакета", который включает введение оборотных штрафов еще и за воспрепятствование антикартельным проверкам, а также ужесточение уголовной и административной ответственности за сговор на торгах. Два проекта федеральных законов находятся на рассмотрении в Государственной Думе.
Картели не только наносят многомиллионный ущерб регионам, но и могут привести к коллапсу, например, в ЖКХ. Как это случилось в Волгоградской области, где выявили "мусорный картель" - собственники полигонов сократили время приема отходов от регионального оператора, и это привело к тому, что мусор перестали вывозить с контейнерных площадок, а во дворах образовались свалки.
Но чаще всего картельные соглашения заключаются, чтобы повлиять на цену на торгах в пользу участников сговора. А это означает, что на какие-то работы будут потрачены лишние деньги, которые могли бы пойти на ремонт других дорог и домов, закупку дополнительных лекарств или медоборудования для больниц. Показательный случай. По данным ФАС, шесть компаний договорились не снижать цену при проведении торгов на строительство и ремонт автомобильных дорог в Ростовской, Волгоградской областях и Адыгее. При этом начальная цена контрактов превышала 24 миллиарда рублей. Часть денег была выделена в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги".
"Помимо финансового вреда картельные сговоры также негативно влияют на качество услуг, работ и поставляемых товаров, так как компании перестают конкурировать между собой за потребителя", - отмечает руководитель юридического центра "Дело чести" Гамлет Мелкумян. А как показывает практика, снижение цены может быть довольно существенным. В Краснодарском крае УФАС совместно со следователями выявили картель, членами которого стали две компании и три индивидуальных предпринимателя. Они участвовали почти в трех десятках электронных аукционах на поставку медицинских изделий и расходных медицинских материалов, но при этом имитировали конкуренцию. В итоге контракты с победителями были заключены по цене лишь немногим меньшей начальной. Хотя, когда они бились за победу в таких же аукционах, но с другими участниками, не имеющими отношение к картелю, цена падала на 10-75 процентов.
К ужесточению ответственности за картели в бизнес-сообществе относятся негативно. "Предпринимателей пугает солидный оборотный штраф за воспрепятствование проведению проверки по факту наличия картеля, сейчас такое нарушение карается штрафом для юрлиц до 50 тысяч рублей, - говорит руководитель антимонопольной практики юридической компании "Центральный округ" Анна Кононова. - Уплата такого символического штрафа за непредоставление доступа сотруднику ФАС в помещение или к электронным носителям информации выглядит гораздо привлекательнее, нежели раскрытие сговора. Беспокойство добросовестных игроков на рынке здесь безосновательно. Обоснованные же опасения вызывают поправки в части появления новых квалифицирующих признаков в статье УК о картелях. Например, ужесточение ответственности ждет при сговоре организованной группой, притом что сговор не может быть осуществлен одним лицом".
Но законодательство меняется не только в карающую сторону. В январе этого года вступили в силу изменения в закон о контрактной системе. Теперь заказчик обязан предупреждать участников закупки об административной или уголовной ответственности в случае участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях. "Это может превентивно снять часть нарушений с компаний, которые впервые участвуют в торгах, не имеют в штате юриста, специализирующегося на законодательстве в сфере закупок, и по незнанию могут допустить ряд нарушений, влекущих ограничение конкуренции", - пояснила управляющий партнер Адвокатского бюро Москвы, член МРО "Деловая Россия" Елена Гладышева.