Зачем нужен целый рой дронов? Просто один квадрокоптер не в состоянии быстро просканировать большую территорию и составить карту для саперов. А вот десять сверхлегких дронов могут разом охватить труднодоступный район.
- Вес одного квадрокоптера составляет примерно три килограмма, мощность двигателей позволяет ему спокойно перемещаться со скоростью около 30-50 километров в час, - рассказал корреспонденту "РГ" инженер проекта Ислам Саламов. - Металлодетекторы берем простые, с импульсной индукцией, поэтому техника работает только на низких высотах. В таких условиях мы предусмотрели оптические системы обнаружения и обхода препятствий, используем отечественные компоненты, сами изготавливаем фрагменты конструкции с помощью аддитивных технологий, а вот полетные контроллеры и бортовые компьютеры закупаем за рубежом.
Ислам подчеркивает: продукт рассчитан на выполнение мирных гражданских задач. Ведь в Чечне еще остались труднодоступные территории, которые, словно белые пятна, таят неразорвавшиеся боеприпасы. Не стоит забывать о "наследстве" Великой Отечественной - снаряды до сих пор обнаруживают в самых неожиданных местах.
В управлении используется гибридная система позиционирования, объединяющая спутниковую и локальную системы навигации. С ее помощью БПЛА более точно ориентируются в пространстве, обмениваются информацией о препятствиях на местности, гибко выстраивая траекторию движения. Концепция работы проста: полученные данные в режиме реального времени передаются на сервер, дорабатываются в тепловую карту с изображением мест, где могут находиться взрывные устройства. Эта схема и станет подспорьем для инженерно-саперных рот.
- Конечно, мы интересовались зарубежными аналогами: исследователи Цюрихского университета занимаются чем-то подобным, учат дроны-миноискатели автономно летать в сложном пространстве, насыщенном преградами, но пока до практического применения дело не дошло, - продолжает Ислам Саламов. - Если мы доведем продукт до ума, добьемся нужных результатов, то это станет технологическим достижением. Сертифицированное оборудование можно продавать либо можно оказывать услуги по сканированию территорий на наличие мин.
В команду вошли молодые ученые вуза и студенты, ведущие собственные разработки. Исследования проходят на базе университетской стартап-студии. Ее работа ориентирована на быструю проверку бизнес-идей, что позволяет ребятам попробовать себя в роли технологических предпринимателей. Ценится любой опыт, а в будущем он поможет им и в других сферах.
В университетской стартап-студии ГГНТУ имени академика М. Д. Миллионщикова создали генератор водорода высокой мощности, чтобы очищать автомобильные двигатели. Авторы проекта - инженер Рамзан Ирипханов и студент Ибрагим Елсаев. По статистике, средний возраст автомобилей в России - 13 лет, и со временем детали двигателя изнашиваются, падает мощность, растет расход топлива. Регулярная же очистка водородом продлит срок службы двигателя примерно на 30 процентов. Также сократятся вредные выбросы в атмосферу.
Разработчики уже научились собирать электролизные ячейки из российских материалов и провели тестирование с использованием различных видов металла. На изобретение обратили внимание железнодорожники, которые готовы устанавливать устройства на свою технику.