15.02.2024 22:02
Культура

Алексей Левыкин: Объединяет посетителей ГИМа любовь к нашей стране и ее истории

Народный музей или музей империи?
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №35 (9277)
Сто пятьдесят плюс не возраст, если речь об Историческом музее. Смена времен, укладов и устоев, эпох и власти - как это все отражается на Историческом музее, расположенном по адресу: Красная площадь, дом 1? Рядом - знак нулевого километра, от которого берут отсчет все дороги страны. И разговор с генеральным директором ГИМа Алексеем Левыкиным начинается не с Москвы, а с Тулы...
Исторический музей в проектах делает ставку на подлинные вещи и увлекательные сюжеты истории. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Со своим музеем в Тулу

Список выставок в филиале Исторического музея в Туле на этот год выглядит многообещающе. "Красавец-мужчина", "Французские часы из собрания Исторического музея", "Шедевры художественного серебра", "Русская свадьба. Традиции и обряды"... Самые зрительские проекты вы отдаете в Тулу?

Алексей Левыкин: Почему же? Мы показываем и выставки, которые у нас были в Москве, но выставка в новом пространстве все равно оказывается другой. Например, проект "Фаберже и придворные ювелиры", в Туле он был очень популярен и среди туристов, и среди местных жителей.

Я рад, что филиал состоялся. Мы открывали его в пандемию, тем не менее с момента открытия его посетили более 50 тысяч человек. Городу музей нужен, и это чувствуется. Мы планировали вначале делать в Туле две выставки в год. Но поняли, что перерыв между ними получается слишком большой. Сейчас делаем четыре проекта в год. В Туле небольшой, но очень хороший профессиональный коллектив.

Успех выставки определяет тема? Редкие экспонаты? Истории людей?

Алексей Левыкин: Все вместе. Подготовка любой выставки - отчасти риск, поскольку посетители по-разному могут считывать замысел куратора. Работа над любой выставкой - это тяжелая работа. И магия, конечно, магия предметов, идей...

Во всем мире первое место по количеству посетителей держат художественные музеи, на втором месте - археологические выставки. К сожалению, у нас это не работает. Археологические проекты вызывают меньший интерес. Зато популярны проекты, реализованные в рамках межмузейного обмена. У нас огромным успехом пользовались выставки из Петергофа, Эрмитажа, Русского музея. Эта работа с нашими петербургскими коллегами продолжится. В декабре 2024 года мы вместе с Эрмитажем сделаем проект "Драгоценности! Блеск русского двора".

Археологические проекты вызывают меньший интерес. Зато популярны проекты в рамках межмузейного обмена

Без Коммунарки, но с видом на Мавзолей

Исторический музей планирует открыть большую выставку "Ленин" в октябре. При том что дата 100-летия со дня смерти миновала.

Алексей Левыкин: Январь не лучшее время для старта выставочных проектов. В октябре 1930 года был построен Мавзолей. Это и инфоповод для выставки. Она откроется в 36-м зале, где прекрасная перспектива на Красную площадь и на усыпальницу вождя, спроектированную Алексеем Щусевым.

А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг

Выставка будет с архитектурным уклоном?

Алексей Левыкин: Нет. Выставка будет посвящена личности Владимира Ильича Ленина.

Ленин для многих посетителей младше 30 лет - фигура абсолютно неизвестная. А его роль как в мировой истории, так и в истории нашего государства существенна и значима. В Историческом музее осталась коллекция Центрального музея В.И. Ленина, сохраненная как единое целое. Поэтому у нас есть уникальный материал для выставки об этой, бесспорно, выдающейся личности.

А другие выставки про советскую историю будут?

Алексей Левыкин: Это наша боль. У нас нет постоянной экспозиции, посвященной ХХ веку. Причина проста - у музея недостает экспозиционных площадей. Мы делаем выставки об истории ХХ века, насколько позволяет наше собрание. В 2017 году мы делали большой проект "Энергия мечты", посвященный революциям - Февральской и Октябрьской. Конечно же, делаем выставки о Великой Отечественной войне и уже готовим юбилейную выставку в 2025 году. Если будет решен вопрос о создании хорошего фондохранилища с выставочными залами, то это позволит нам наконец достойно представить и историю ХХ века.

Но проект строительства фондохранилища в Коммунарке более не рассматривается...

Алексей Левыкин: К сожалению, проект приостановлен. Не знаю, как для Третьяковской галереи, Музея Победы и РОСИЗО, которые должны были стать нашими соседями по фондохранилищу, но для нас это печальная новость. Мы надеялись разместить там полтора миллиона единиц хранения.

А что с планами строительства нового здания?

Алексей Левыкин: Мы надеемся на продолжение этой работы и параллельно ищем варианты, чтобы улучшить условия хранения экспонатов. Опять-таки в рамках возможностей музея. У нас есть главное здание, территория музейного квартала между Площадью Революции и Никольской улицей и музейный комплекс в Измайлове.

А сколько экспонатов?

Алексей Левыкин: Наше собрание насчитывает более пяти миллионов единиц хранения.

В поисках героя

Насколько актуален сегодня рассказ об истории через биографию заметных исторических деятелей? Или это своего рода возвращение к романтической версии истории Томаса Карлейля, в центре которой "герой и толпа"?

Алексей Левыкин: Томас Карлейль, конечно, яркая фигура в исторической науке, но все-таки наша основа - русская историческая школа, которая оформилась уже к моменту деятельности Карлейля. Достаточно вспомнить труды Карамзина, Соловьева, Ключевского...

Историю, как известно, творят люди. И мы в рамках традиции, сложившейся в нашем музее, рассказываем о событиях, которые происходили в истории страны, в том числе и на примере государственных, общественных деятелей, простых людей. У нас разнообразная коллекция, которая позволяет рассказать и о придворной культуре XVI-XVII веков, и о жизни дворянства и купечества, военных, крестьян.

Алексей Левыкин: Смею предположить, что объединяет наших посетителей любовь к нашей стране и ее истории. / Александр Корольков

Когда основатели говорили о музее русского народа, они подразумевали музей народного быта, историю народного просвещения, разных субкультур, скажем, от поморов до терских казаков, развития самоуправления народа?

Алексей Левыкин: Фактически Исторический музей стал воплощением идей А.С. Уварова и И.Е. Забелина. Имея огромный опыт научной работы, Уваров сумел реализовать в создании музея главные направления своей научной деятельности, смог донести до публики открытия европейской науки того времени, результаты исследований русских ученых, собственные изыскания. Наш музей не хранилище редкостей, не царская сокровищница или парадная резиденция. Это музей истории нашего народа. Народный музей - таким он был задуман, таким остается более полутора столетий.

В Русском музее открылась выставка сгенерированных нейросетью рисунков

Основатели музея вдохновлялись не только университетскими курсами русской истории, но и европейскими музеями?

Алексей Левыкин: Уверен, что Уваров представлял уровень развития музейного дела в Европе. Он много путешествовал по Европе, но понять, что именно стало для него вдохновляющим примером, сложно - это результат общей, как сейчас принято говорить, насмотренности и образования.

А исторический музей в Мюнхене?

Алексей Левыкин: Он больше тяготеет к художественным музеям. Но есть другой музей, который считают художественным, хотя он на самом деле скорее исторический. Я имею в виду Рейксмузеум в Нидерландах. Его история более ранняя, чем наша. Но любопытно, что исторические здания нашего музея и Рейксмузеума похожи. Они построены в стиле историзма, модного в 1870-1880-е годы.

Можно сказать, что Исторический музей - это музей цивилизации на одной шестой части суши от Владивостока до Бреста

Пожалуй, примером и научной, и музейной деятельности для Уварова мог стать Британский музей. Он вырос из библиотеки. Если вы зайдете в зал, где располагалась библиотека Исторического музея, то заметите, что он отчасти напоминает пространство Британской библиотеки. Конечно, зал не создавался по ее образу и подобию, но, похоже, был источником для вдохновения. В Историческом музее всегда была очень мощная научная библиотека. В 1938 году, когда она стала самостоятельной институцией и превратилась в знакомую всем Историческую библиотеку, ее собрание насчитывало миллион изданий.

Но Британский музей создавался как музей империи...

Алексей Левыкин: Поэтому Британский музей стал фактически музеем мировой цивилизации. А Российская империя расширяла свои границы в пределах Евразии. Можно сказать, что Исторический музей - это музей цивилизации на одной шестой части суши от Владивостока до Бреста, от Мурманска до Кушки.

Исторический музей как музей русского народа - это одна история. Если речь о музее Российской империи, то это другая история.

Алексей Левыкин: Те коллекции, которые у нас есть, свидетельствуют не только об истории русского народа. В разделах о средних веках можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой Орде, Волжской Булгарии. В залах XVI-XVII веков - зал, посвященный народам Сибири. Мы обладаем коллекциями, которые позволяют представлять историю разных народов нашей страны. Но проблема в том, что пространство экспозиции ограниченно.

Но это и вопрос, как рассказывать не только о победах, но и о конфликтах, в том числе межнациональных...

Алексей Левыкин: Мы никогда не скрывали эти конфликты. В разделах экспозиции, связанных, например, с завоеванием Кавказа, мы о них говорим.

Под стенами Новодевичьего

Новодевичий монастырь, как и Музей В.И. Ленина, был частью Исторического музея. Собственно, музей спас архитектурный комплекс и сокровища монастыря.

Алексей Левыкин: Это правда. Исторический музей спас Новодевичий монастырь от "мерзости запустения" - удалось сохранить практически все. Один из деятелей Церкви даже мне сказал по поводу печальной судьбы другого монастыря, что жаль, что тот не был включен в музейный комплекс.

Более 5 млн. единиц хранения составляет коллекция Исторического музея

Выставку к 500-летию Новодевичьего монастыря вы делаете вместе с монахинями?

Алексей Левыкин: Мы будем делать ее на основании коллекции, которая хранится в Историческом музее. И она вполне достаточна, чтобы показать историю его создания, яркие памятники, рассказать о людях, связанных с ним.

"Пушкин в Москве" - выставка с таким названием откроется в Государственном музее А. С. Пушкина

Не жалко было Новодевичий отдавать?

Алексей Левыкин: Жалко. Потому что это была целая жизнь и большая работа нескольких поколений музейщиков. Но нам удалось не разорвать связи с Новодевичьим монастырем. Выдающуюся роль в этом сыграла позиция владыки Ювеналия и игуменьи Маргариты, которая очень трепетно относится к истории и сохранению исторической памяти. Фактически музей возвращается к стенам великой обители. Уже начались работы по созданию экспозиционно-выставочного центра Исторического музея площадью 2000 квадратных метров в 200 метрах от Новодевичьего монастыря. Там будет экспозиция, посвященная истории Православной церкви, а также истории Новодевичьего монастыря.

Музеи и памятники