"Великоустюгский Дед Мороз заказал пять пар валенок. Ждет, когда готовы будут", - рассказал Николай. Он сделал катавальню семейным бизнесом, выкупив производство в деревне Вотча. Сейчас цехом больше занимается сын Егор. Катавальня - уникальное ручное производство. Когда-то такие цеха были почти в каждой деревне, а сейчас мастерская осталась единственной на Северо-Западе. Здесь изготавливают несколько видов валенок, а чтобы обувь выглядела современной, дочка и супруга Николая украшают изделия яркой вышивкой и рисунками.
Предприниматель Андрей закупает вологодские валенки весь год, чтобы перезимовать с полными прилавками. Поэтому он рад, когда в регионе появляется больше новых производств, а значит и больше поставщиков. Например, вологодскую зимнюю обувь из натуральной овчины ему поставляет предприниматель Александр. Он после банкротства местной овчинно-меховой фабрики открыл свое дело и сейчас радует модниц не только классическими чунями и сапогами, но и стильными тапочками и меховыми балетками.
Конечно, не стоит думать, что туристы приезжают в Вологду ради того, чтобы купить валенки, но если погода располагает, говорит Андрей, люди, утепляются. По словам предпринимателей, все больше покупателей предпочитают зимой носить практичные и теплые валенки. В магазинах стремятся дать выбор продукции из разных уголков страны, но ставка делается на местные валенки, которые приобретают и вологжане, и гости Вологодчины. Как говорит Андрей, они подробно объясняют туристам, чем местные валенки отличаются от изделий других регионов. Например, Чувашия и Татарстан делают ставку на дизайн, предлагая на продажу чуни в виде кроссовок.
А местные катали - на тепло. Для производства одной пары валенок они используют три килограмма шерсти вместо традиционных двух. И вообще, "родить валенок", как говорит Николай, неимоверно сложно. На пару стандартного размера уходит до 6-7 часов, а уж на обувь больших размеров, как для Деда Мороза, приходится тратить намного больше.