Под грохот канонады
Позиции огнеметных систем ТОС-1А замаскированы в одной из лесополос. Чтобы добраться до них, необходимо пройти определенный квест. Сначала машины долго кружат по проселочным дорогам. Хорошо, что сейчас на Донбассе стоят небольшие морозы. Чернозем прихватило, и по нему можно перемещаться без риска увязнуть по самый капот.
Затем приходится долго петлять пешком между деревьями, по маршруту, известному только одному сопровождающему нас офицеру. Наконец, мы неподалеку от места назначения. То слева, то справа звучит грохот стреляющих орудий. Сначала немного приседаешь и вжимаешь голову от оглушающих выстрелов. Затем немного привыкаешь к канонаде.
Провожать нас на позиции вышел командир взвода тяжелых огнеметных систем ТОС-1А "Солнцепек" с позывным Славянин.
"Предупреждаю сразу, в случае начала обстрела я бегать ни за кем не буду. Каждому показывать, куда ему прыгать в случае прилета, не хватит времени. Передвигайтесь друг за другом по одному, держите интервал минимум метров пять и постоянно ищите взглядом на местности возможные места укрытия. Находимся мы недалеко от линии боевого соприкосновения. Здесь противник может работать и кассетными боеприпасами, и осколочно-фугасными, всем быть начеку. Если что, я дам команду", - усталым и немного отстраненным голосом дает последние инструкции офицер.
Полушагом, полубегом добираемся до позиции, где за натянутой маскировочной сетью в укрытии стоит тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек".
Огненные боги
Экипаж готовит машину к боевому выезду. Механик-водитель проверяет работу двигателя, наводчик и командир заглядывают в направляющие трубы "Солнцепека". Работа у парней идет практически каждый день, поэтому за техническим состоянием машины следят очень внимательно.
"Наша задача - выскочить на позицию для стрельбы, очень быстро навестись и дать залп. Затем так же оперативно покинуть позицию. Если замешкаться, стопроцентная вероятность, что ты попадешь под ответный контрбатарейный огонь. Противник наши ТОСы боится и ненавидит, потому что выжить, оказавшись под огнем "Солнцепека", не может никто", - объясняет, копаясь в направляющих ТОС 1А, командир машины с позывным Дракон.
Он рассказывает, что, когда экипаж начинает движение к огневой позиции, всякие мысли проскакивают в голове. Адреналин просто зашкаливает. Однако, после того как расчет начинает готовить машину к стрельбе, все мысли куда то улетучиваются. "Действуешь буквально на автомате, думаешь только о том, как точно навестись на цель и накрыть ее. Желательно первыми залпами, без корректировок", - говорит командир машины.
Экипаж, собравшись возле машины, шутит: "Если артиллерию называют боги войны, тогда мы - огненные боги войны". Работают они, как правило, на самых трудных направлениях. Несколько месяцев назад ребята выжигали позиции противника под Марьинкой и Авдеевкой. Сейчас работают, скажем так, на другой линии.
Пять тонн в день
У Дракона на руке нашивка штурмовой бригады "Ветераны" с портретом Владимира Путина. Он гордится тем, что служит в этом подразделении. Гордится, что президент страны сказал про них: "Настоящие мужики, воюют как следует". Дракон счастлив за парней, которые наконец выбили из Авдеевки украинские подразделения.
Офицер рассказывает, что находится на Донбассе с самого начала СВО. И все время воюет в составе экипажа ТОС-1А. За время проведения СВО получил медаль "За отвагу" и орден Мужества. Начал свой боевой путь в звании старшины. Затем доказал свои боевые навыки, и Министерство обороны РФ присвоило ему воинское звание лейтенант.
"На этом направлении противник зарылся глубоко под землю. Понастроил бункеров подземных, мощных бетонных укреплений. Его только "Солнцепеком" можно выжечь или авиацией", - говорит офицер. В подтверждение его слов над нашими головами с ревом пролетают две пары штурмовиков Су-25.
Он рассказывает, что физически непросто практически ежедневно выезжать на боевые задания. Но экипаж уже привык. Самым непростым делом считает ручное заряжание "Солнцепеков" тяжеленными 200-килограммовыми термобарическими боеприпасами. У машины 24 направляющих, а значит, экипажу приходится почти ежедневно на руках перетаскивать около 5 тонн.
"Мы приноровились как-то. Нам на помощь выделяют людей из подразделения. Несколько человек по центру, несколько у направляющих, трое в зад ее толкают. Так и заряжаем", - рассказывает Дракон.
К позиции подходит командир взвода: "Ребята, давайте не будем сильно маячить перед машиной. Пойдемте я вам покажу, как мы здесь устроились в походных условиях".
Задача для котов
Спускаемся в небольшой блиндаж, перед ним скамеечка, на которой сидит, зевая, большой белый кот. Увидев чужих, он недовольно зевнул, мяукнул, спрыгнул со скамейки и убежал, распушив хвост. Как рассказали реактивщики, несколько котов прибились к ним некоторое время назад. Им поставлена боевая задача: охранять блиндажи от мышей и крыс, которые как по мгновению волшебной палочки начинают размножаться там, где появляется человек. Задачу свою коты пока выполняют на отлично. Сам блиндаж представляет собой обитую досками землянку, стол, где экипажи обедают, по бокам полочки с нехитрой снедью, сковородки и кастрюли.
Внутри блиндажа, занимая собой треть помещения, кашеварит заместитель командира взвода, а по совместительству добродушный повар Роман с позывным Немой.
"На обед у нас сегодня суп гороховый с тушенкой", - помешивая кастрюлю с едой, рассказывает Роман. Он говорит, что добровольно взвалил на себя эту непростую обязанность, так как из всего взвода умеет готовить только он. Вот и приходится сочетать боевые выезды с готовкой на кухне. Он говорит, что сейчас усилено думает над тем, какие блюда будет готовить ребятам на 23 февраля. "Конечно, у нас будет праздничный военный стол, это обязательно, но пока точного меню назвать не могу", - улыбаясь говорит Роман.
Внезапно в блиндаже появляется Дракон. "Парни, мы уходим на боевую задачу. Простите, вас с собой взять не можем. Это очень опасно. Машина после стрельб будет менять позицию, чтобы на это место не привести "птички", так что до свидания", - говорит Дракон.
Крепко жмем экипажу руки, желаем удачи и победы, после чего "Солнцепек", взревев мотором, уходит на боевую задачу.