В 2023 году в России было построено 288,7 тыс. кв. м торговых площадей, появилось 25 новых объектов, подсчитали в NF Group. Это минимальные за последние 20 лет объемы. Однако в 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м арендопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.
Без учета Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2023 году было открыто 19 торговых центров площадью около 220 тыс. кв. м, что на 34% превышает показатель 2022 году. Рост показателя объясняется эффектом низкой базы 2022 года и открытиями торговых центров, сроки ввода которых ранее переносились. С начала 2017 года объем ввода ТЦ в регионах РФ превышал 500 тыс. кв. м только один раз - в 2021 году, когда было введено 516 тыс. кв. м. В остальное время показатель колебался от 160 тыс. кв. м до 479 тыс. кв. м, в то время как в период активного роста рынка с 2007 по 2016 гг. ежегодно открывалось не менее 1 млн кв. м торговых площадей.
Однако в 2024 году объем ввода арендопригодных площадей может оказаться максимальным с 2016 года. При этом сроки сдачи примерно 30% объектов еще могут быть перенесены.
В случае реализации анонсированных проектов наибольший объем новых торговых площадей придется на Екатеринбург.
Ожидаемая положительная динамика в объеме открытий обусловлена, в первую очередь, реализацией перенесенных объектов с 2022 и 2023 годов, а также площадями нескольких довольно крупных проектов в составе многофункциональных объектов и транспортно-пересадочных узлов, поясняет региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.