"Музейная пыль аккумулируется с небывалой скоростью. Ее приносят с собой туристы, число которых в день достигает до 10 тысяч человек. Если вовремя не вмешаться, великолепный мрамор из Каррары потускнеет и потеряет свойственное ему сияние. Благодаря системе кондиционирования воздуха последнего поколения, пыли стало значительно меньше, но полностью победить ее мы, увы, не в состоянии", - рассказала "РГ" Сесилия Холлберг, директор Галереи Академии изящных искусств - музея, который на протяжении последних 150 лет является домом для знаменитого изваяния героя. Порядка четырех столетий статуя находилась под открытым небом до тех, пока в 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и ветра скульптуру не перенесли в специально построенную эдикулу. С тех пор Давид находится в надежных и очень заботливых руках.
Корреспондент "РГ" увидела, как с мраморного Давида стирают пыль и паутинуРаз в два месяца, по понедельникам, когда музей закрыт для посетителей, самой знаменитой статуе в мире наводят марафет, тщательно очищая ее от скопившейся пыли. Давид весит пять тонн. Высота статуи - более четырех метров, с пьедесталом - больше пяти. Процедура занимает минимум полдня и лишь на первый взгляд напоминает уборку, знакомую каждой домохозяйке.
Эту ответственную миссию доверяют лишь избранным, к числу которых принадлежит реставратор Элеонора Пуччи. Она единственный эксперт, которая имеет доступ к безукоризненному телу Давида. Пыль "смахивается" последовательно, плавными, осторожными движениями сверху вниз. Прикасаться к шедевру запрещено даже ей.
Добраться до высокорослой статуи можно только с помощью специального 6-метрового помоста. В мгновенье ока миниатюрная женщина взмывает ввысь и начинает колдовать. В ее арсенале всего три вида инструментов: разнокалиберные кисточки из синтетики (для шероховатых частей тела), перья (для гладких участков) и пылесос в виде рюкзака. Никаких инвазивных чистящих или моющих средств не используется. Учли ошибки прошлого: 180 лет назад Давида чуть не повредили, решив отмыть его с помощью хлорки.
Самая деликатная часть статуи, с точки зрения очищения от пыли, - это кудряшки Давида. В них нередко прячутся пауки, вьющие паутины в роскошных волосах шедевра эпохи Возрождения. С этим безобразием может справиться лишь специальный музейный пылесос. Судя по тому, как трепетно и осторожно Элеонора Пуччи обращается со статуей, видно, что для нее Давид уже намного больше, чем просто статуя: он почти родной "человек", за которого она несет ответственность. Пуччи даже не стала общаться с журналистами. Все ее внимание обращено на главного обитателя Академии.
В 2008 году ученые из Университета Перуджи утверждали, что мрамор, из которого Микеланджело высек статую юноши-воина, хрупок. Самые большие опасения у специалистов вызывали вибрации, создаваемые ходьбой тысяч туристов, ежедневно посещающих Галерею Академии. На сегодняшний день эта проблема, похоже, искоренена.
В процессе работы реставратор фотографирует статую с близкого расстояния. Это помогает оценивать состояние изваяния и отслеживать, как меняется ее внешний вид с годами.
"Благодаря нашей заботе, Давид находится в отличной форме. Ему ничего не угрожает. Давид фактически выполняет функцию нашего сотрудника отдела маркетинга. Он наша визитная карточка, но это не означает, что о других мы не заботимся. По такому же принципу мы очищаем от пыли и другие экспонаты", - с нескрываемой гордостью отмечает директор Сесилия Холлберг.
Со своей функцией "промоутера" Давид справляется на все сто: за прошлый год посмотреть на изваяние пришли рекордные два миллиона посетителей. Проблема лишь в том, что на его добром имени многие пытаются обогатиться за счет нелегального производства сувенирной продукции (статуэток, футболок, сумок и много другого) и использования Давида в рекламных целях без разрешения музея и оплаты спецсбора.
"Давид является "иконой", над которой нельзя надругаться. С первых дней моей работы в Галереи я борюсь с несанкционированным использованием его образа. За прошедшие 8 лет мы выиграли огромное количество судов и являемся в этом вопросе первопроходцами среди музеев по всему миру. В 2023 году важной вехой в нашей борьбе стало решение суда, согласно которому Давид, являющийся символом национальной идентичности, будет впредь находиться по защитой 2 и 9 статей итальянкой Конституции", - пояснила "РГ" Сесилия Холлберг.