20.02.2024 18:16
Культура

Корреспондент "РГ" увидела, как с мраморного Давида стирают пыль и паутину

Текст:  Нива Миракян ("Российская газета", Рим)
Российская газета - Столичный выпуск: №38 (9280)
Во флорентийской Академии изящных искусств к статуе Давида работы великого Микеланджело относятся весьма трепетно и в буквальном смысле сдувают с нее пылинки. Корреспондент "РГ" стала свидетелем уникальной операции по очитке шедевра эпохи Возрождения, благодаря которой Давидом сможет восхищаться еще не одно поколение.
Эта гигантская скульптура требует столь же внушительного ухода реставраторов. / Нива Миракян
Читать на сайте RG.RU

"Музейная пыль аккумулируется с небывалой скоростью. Ее приносят с собой туристы, число которых в день достигает до 10 тысяч человек. Если вовремя не вмешаться, великолепный мрамор из Каррары потускнеет и потеряет свойственное ему сияние. Благодаря системе кондиционирования воздуха последнего поколения, пыли стало значительно меньше, но полностью победить ее мы, увы, не в состоянии", - рассказала "РГ" Сесилия Холлберг, директор Галереи Академии изящных искусств - музея, который на протяжении последних 150 лет является домом для знаменитого изваяния героя. Порядка четырех столетий статуя находилась под открытым небом до тех, пока в 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и ветра скульптуру не перенесли в специально построенную эдикулу. С тех пор Давид находится в надежных и очень заботливых руках.

Корреспондент "РГ" увидела, как с мраморного Давида стирают пыль и паутину

Раз в два месяца, по понедельникам, когда музей закрыт для посетителей, самой знаменитой статуе в мире наводят марафет, тщательно очищая ее от скопившейся пыли. Давид весит пять тонн. Высота статуи - более четырех метров, с пьедесталом - больше пяти. Процедура занимает минимум полдня и лишь на первый взгляд напоминает уборку, знакомую каждой домохозяйке.

Эту ответственную миссию доверяют лишь избранным, к числу которых принадлежит реставратор Элеонора Пуччи. Она единственный эксперт, которая имеет доступ к безукоризненному телу Давида. Пыль "смахивается" последовательно, плавными, осторожными движениями сверху вниз. Прикасаться к шедевру запрещено даже ей.

Добраться до высокорослой статуи можно только с помощью специального 6-метрового помоста. В мгновенье ока миниатюрная женщина взмывает ввысь и начинает колдовать. В ее арсенале всего три вида инструментов: разнокалиберные кисточки из синтетики (для шероховатых частей тела), перья (для гладких участков) и пылесос в виде рюкзака. Никаких инвазивных чистящих или моющих средств не используется. Учли ошибки прошлого: 180 лет назад Давида чуть не повредили, решив отмыть его с помощью хлорки.

При помощи новейших технологий в Италии появилась новая достопримечательность

Самая деликатная часть статуи, с точки зрения очищения от пыли, - это кудряшки Давида. В них нередко прячутся пауки, вьющие паутины в роскошных волосах шедевра эпохи Возрождения. С этим безобразием может справиться лишь специальный музейный пылесос. Судя по тому, как трепетно и осторожно Элеонора Пуччи обращается со статуей, видно, что для нее Давид уже намного больше, чем просто статуя: он почти родной "человек", за которого она несет ответственность. Пуччи даже не стала общаться с журналистами. Все ее внимание обращено на главного обитателя Академии.

В 2008 году ученые из Университета Перуджи утверждали, что мрамор, из которого Микеланджело высек статую юноши-воина, хрупок. Самые большие опасения у специалистов вызывали вибрации, создаваемые ходьбой тысяч туристов, ежедневно посещающих Галерею Академии. На сегодняшний день эта проблема, похоже, искоренена.

В процессе работы реставратор фотографирует статую с близкого расстояния. Это помогает оценивать состояние изваяния и отслеживать, как меняется ее внешний вид с годами.

"Благодаря нашей заботе, Давид находится в отличной форме. Ему ничего не угрожает. Давид фактически выполняет функцию нашего сотрудника отдела маркетинга. Он наша визитная карточка, но это не означает, что о других мы не заботимся. По такому же принципу мы очищаем от пыли и другие экспонаты", - с нескрываемой гордостью отмечает директор Сесилия Холлберг.

Со своей функцией "промоутера" Давид справляется на все сто: за прошлый год посмотреть на изваяние пришли рекордные два миллиона посетителей. Проблема лишь в том, что на его добром имени многие пытаются обогатиться за счет нелегального производства сувенирной продукции (статуэток, футболок, сумок и много другого) и использования Давида в рекламных целях без разрешения музея и оплаты спецсбора.

"Давид является "иконой", над которой нельзя надругаться. С первых дней моей работы в Галереи я борюсь с несанкционированным использованием его образа. За прошедшие 8 лет мы выиграли огромное количество судов и являемся в этом вопросе первопроходцами среди музеев по всему миру. В 2023 году важной вехой в нашей борьбе стало решение суда, согласно которому Давид, являющийся символом национальной идентичности, будет впредь находиться по защитой 2 и 9 статей итальянкой Конституции", - пояснила "РГ" Сесилия Холлберг.

Во Флоренции впервые покажут "тайную комнату" Микеланджело
Музеи и памятники Италия