Проект ставит целью выполнение важных гражданских задач: в Чечне и Ингушетии остались огромные территории, где таятся неразорвавшиеся боеприпасы. Это черные пятна на карте республик, которые не позволяют развивать АПК. Например, по данным Чеченстата, площадь сельскохозяйственных угодий в республике составляет более 970 тысяч гектаров, это почти 60 процентов территории региона. Из них разминированию подлежит 848 гектаров.
Осенью прошлого года сводный отряд МЧС России разминировал часть из них - в Шалинском районе, охватив 122 гектара. И эта кропотливая работа заняла несколько месяцев.
Местные жители знают о таких местах, где могут быть мины, и сторонятся их, даже избегают там пасти скот. Причем речь идет не только о труднодоступных горных районах, но и о равнинной зоне в непосредственной близости от населенных пунктов. Часть опасных находок обнаруживается во время обработки земли, тогда об этом сообщают представителям местной власти и полиции. После разминирования обезвреженные территории включают в специальный реестр.
Технология роя дронов, которую разрабатывают инженеры ГГНТУ, позволяет в один прием быстро просканировать большую территорию и составить карту для саперов, чего не может сделать один квадрокоптер, тем более когда речь идет о труднодоступных районах в горах.
- Вес одного квадрокоптера составляет примерно три килограмма, мощность двигателей позволяет ему спокойно перемещаться со скоростью около 30-50 километров в час, - рассказал корреспонденту "РГ" инженер проекта Ислам Саламов. - Металлодетекторы берем простые, с импульсной индукцией, поэтому техника работает только на низких высотах. В таких условиях мы предусмотрели оптические системы обнаружения и обхода препятствий. Используем отечественные компоненты, сами изготавливаем фрагменты конструкции с помощью аддитивных технологий, а вот полетные контроллеры и бортовые компьютеры закупаем за рубежом.
В управлении роем используется гибридная система позиционирования, объединяющая спутниковую и локальную системы навигации. С ее помощью БПЛА точнее ориентируются в пространстве, обмениваются информацией о препятствиях на местности, гибко выстраивая траекторию движения. Концепция работы проста: полученные данные в режиме реального времени передаются на сервер и добавляются на тепловую карту тех мест, где могут находиться взрывные устройства. Эта схема и станет подспорьем для инженерно-саперных рот.
- Конечно, мы интересовались зарубежными аналогами: исследователи Цюрихского университета занимаются чем-то подобным, учат дроны-миноискатели автономно летать в сложном пространстве, насыщенном преградами, но пока до практического применения дело не дошло, - продолжает Ислам Саламов. - Если мы доведем продукт до ума, добьемся нужных результатов, то это станет технологическим достижением. Сертифицированное оборудование можно продавать, можно и оказывать услуги по сканированию территорий на наличие мин.
В команду вошли молодые ученые вуза и студенты, ведущие собственные разработки. Исследования проходят на базе университетской стартап-студии. Ее работа ориентирована на быструю проверку бизнес-идей, позволяя ребятам попробовать себя в роли технологических предпринимателей.
В Северной Осетии создадут площадку для изучения беспилотных авиасистем. Она появится в Ардоне на базе Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа. Принять участие в программе обучения и исследованиях смогут почти 950 школьников и студентов, сообщили в пресс-службе правительства республики.
Обучение будет проходить по программе "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" нацпроекта "Беспилотные авиационные системы" (БАС). На эти цели выделен грант из федерального бюджета в размере 298 миллионов рублей.
Нацпроект БАС принят первого января 2024 года. Ожидается, что в этом году выпуск беспилотников взлетной массой более килограмма в России составит около 12 тысяч штук, что в два раза выше показателя предыдущего года. На реализацию нацпроекта в 2024 году направлено 46,4 миллиарда рублей.