20.02.2024 14:55
Санкт-Петербург

С 1 апреля производители будут маркировать почти всю одежду

Текст:  Марина Ледяева (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №37 (9279)
С 1 апреля 2024 года расширится перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. Наносить Дата Матрикс коды придется почти на всю одежду - от галстуков и шарфов до костюмов и пальто. Крупные игроки рынка воспринимают новшество спокойно, но малые предприятия опасаются, что оно приведет к дополнительным расходам и затормозит их развитие. А 80 процентов отрасли составляет малый и средний бизнес.
Вряд ли кто-то из покупателей сегодня обращает внимание на маркировку товара. / Алексей Стригин/РГ
Читать на сайте RG.RU

Первые волны маркировки легпром уже пережил: с июля 2020 года она обязательна для обуви, с 2021-го - для части текстильной продукции. Но если сейчас маркируется восемь видов одежды, то с апреля их число увеличится до 120. Это коснется не только новой продукции, но и ее остатков на складах, которые могут составлять тысячи единиц.

Маркировка предметов одежды, как и другой продукции, вводилась с благой целью борьбы с контрафактом. Алгоритм таков: надо описать товар в национальном каталоге, получить код, заказать и нанести его на всю продукцию, а затем подать документ о ее вводе в оборот, пояснила представитель Центра развития перспективных технологий (оператора маркировки) Анна Петрушина. В итоге покупатель сможет сканировать QR-код в мобильном приложении "Честный знак" и узнать всю подноготную брюк, которые собирается купить. В случае нарушений можно сразу о них сообщить - за это даже предусмотрены призы.

Если смотреть со стороны - вроде бы ничего сложного. Но предпринимателям, которые работают непосредственно с маркировкой, так не кажется.

- Заработная плата на предприятии нашей отрасли составляет в среднем 30-35 процентов себестоимости продукции, - отмечает директор петербургской компании по производству одежды Николай Хохряков. - И чтобы развиваться, мы должны поднимать зарплату, привлекать работников. Но в последнее время мы вынуждены брать людей не на производство, а на обеспечение мероприятий по учету, в том числе кодировке. На предприятии этим занимаются три-четыре сотрудника, причем самых высокооплачиваемых. Также приходится привлекать IT-специалистов из сторонних организаций, чтобы подключить цифровую подпись для работников, которые будут заниматься маркировкой. Хотя вместо этого мы могли бы нанять еще десять швей.

Эксперимент по маркировке слабоалкогольных напитков начнется с 1 июля 2024 года

Помимо найма дополнительных специалистов, предприятия несут расходы на техническое оснащение и модернизацию программного обеспечения, покупку QR-кодов, материалов для печати, этикеток и так далее. За код для каждой единицы продукции надо заплатить 60 копеек - мелочь, но она тоже идет в себестоимость. Причем платить приходится просто за цифры, сетуют предприниматели. А на маркетплейсах, где работает большинство из них, даже лишние четыре-пять процентов к стоимости товара решают, будет он продаваться или нет.

Есть и такой нюанс: в отличие от золота или алкоголя, купленную одежду можно вернуть обратно продавцу. А возвращают ее часто уже без QR-кодов. И тогда восстановление маркировки превращается в квест для всего персонала.

Поступают жалобы и на технические сбои в работе системы "Честный знак":

- Захожу на склад, вижу скопление персонала и спрашиваю: "А что вы все тут делаете?" Выясняется, что произошла очередная задержка в регистрации кодов и подтверждении электронных документов, - рассказывает директор швейного предприятия Артем Миронов. - Иногда мы несколько дней ждем QR-кодов от системы. Это негативно сказывается на оборачиваемости товаров, а порой и взаимоотношениях с клиентами. Понятно, что "Честный знак" - система молодая, и технические проблемы будут решены. Но производителям, выполняющим все требования, становится трудно конкурировать с предприятиями, на которых даже компьютера нет, не говоря уже о "Честном знаке". Мы ограничены рыночной ценой на схожие категории товаров.

Малый швейный бизнес Петербурга предлагает отменить плату хотя бы за коды, а также в целом подумать об оптимизации себестоимости качественной одежды российского производства.

За код для каждой единицы продукции надо заплатить 60 копеек, мелочь, но она тоже идет в себестоимость

Ювелирному бизнесу приходится еще труднее: как нанести Дата Матрикс код прямо на миниатюрное золотое кольцо Специалисты утверждают, что при таком воздействии украшение может потерять товарный вид. А с марта 2024 года на новых ювелирных изделиях должна быть именно физическая маркировка, к сентябрю ее надо проставить на все остатки. Хотя оборот таких товаров уже прослеживается в ГИИС ДМДК - системе контроля за оборотом драгметаллов, камней и изделий.

- Обязательная маркировка должна спасать нас от некачественного товара и фальсификата, но на практике она превратилась в очередное испытание для предпринимателей, - подчеркивает председатель региональной общественной организации "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина. - Особенно непонятна ситуация в "ювелирке". На бирках украшений и так есть вся информация, в том числе штрих-код. Для чего ставить второй на само изделие и портить его? Зачем маркировать почти все виды одежды? Можно было бы ограничиться, например, детской и специализированной. И конечно же, процесс маркировки должен быть простым и понятным. Сейчас он сильно заадминистрирован и влечет дополнительные расходы. Для крупного бизнеса они незаметны, а для малого и среднего весьма ощутимы.

Избыточная маркировка - не единственная проблема отрасли. Швейному бизнесу приходится решать налоговые, кадровые и другие вопросы. Предложения петербургских предпринимателей о том, как облегчить жизнь легпрому, будут переданы на федеральный уровень.

Кстати

За производство и продажу одежды без маркировки предусмотрены штрафы: 5 000-10 000 рублей для должностных лиц, 50 000-100 000 рублей - для организаций. Товар при этом будет конфискован. За сбыт больших партий продукции без маркировки или с поддельным кодом можно лишиться свободы на срок до шести лет.

Мнение

"Инициатива по расширению маркировки легкой промышленности исходила от отрасли из-за высокой доли нелегального оборота, - сообщили в пресс-службе ЦРПТ. - По оценке Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина РФ в легкой промышленности он более 18%. Система маркировки "Честный знак" работает в штатном режиме, никаких сбоев в ней не фиксируется, 99,9% документов обрабатываются в соответствии с регламентными сроками.

Также отмечаем, что маркировка товаров не представляет угрозу ценового риска и не оказывает влияния на рост себестоимости. Это доказано на примере всех товарных групп, в которых она введена. Размер инвестиций в оборудование для нанесения маркировки начинается от 21 тысячи рублей. Конечный размер вложений будет определяться набором оборудования и программного обеспечения, которые выбирает сам бизнес, исходя из индивидуальных потребностей. Для упрощения работы с маркировкой представителям малого бизнеса оператор системы разработал бесплатные сервисы - сервис электронного документооборота ЭДО.Лайт и мобильное приложение "Честный ЗНАК.Бизнес", которое заменяет сканер".

Санкт-Петербург