Напомним, что авторы законопроекта, депутаты Л.Э.Слуцкий, С.Д.Леонов, А.К.Луговой, В.А.Кошелев, К.М.Панеш, В.С.Селезнев, В.В.Сипягин, и И.К.Сухарев, предложили ограничить продолжительность рекламы, распространяемой в видеоиграх, и частоту прерывания видеоигры рекламой; запретить распространение в детских видеоиграх рекламы отдельных видов товаров, в особенности рекламы которых установлены главой 3 Закона о рекламе; запретить распространение в детских видеоиграх рекламы информационной продукции, классифицированной более старшей возрастной категорией, чем категория видеоигры.
"Считаем, что указанные изменения являются избыточными, не способствуют достижению целей, установленных Законом о рекламе и поручением Президента, данным по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта 19 октября 2023 года. Данные изменения негативно скажутся как на участниках рынка и на потребителях рекламы, так и на конкурентоспособности российских производителей видеоигр и инвестиционной привлекательности данной отрасли по указанным ниже причинам", - говорится в тексте отзыва, подписанного главой АРИР Борисом Омельницким, с которым ознакомилась "РГ".
Как отмечается в документе, на сегодняшний день есть целых ряд ключевых возражений, по поводу предлагаемого регулирования. В частности, неясно, что понимается под "видеоигрой", и какие она имеет особенности, отличающие ее от иных способов и мест распространения рекламы.
"Традиционно видеоигра рассматривается сквозь призму российского законодательства в качестве программы для ЭВМ, являясь одной из её разновидностей. Однако не любая программа для ЭВМ является видеоигрой. В законопроекте не приводится ни определение видеоигры, ни её отличительные признаки, которые позволили бы провести различия между видеоигрой и иными объектами правового регулирования. В связи с этим неясно, какими критериями необходимо руководствоваться участникам рекламного рынка при определении того, является ли видеоигрой объект, в котором будет размещаться реклама, или нет. Кроме того, нет определения "прерывания видеоигр рекламой". Неясно, учитываются ли переход между уровнями или нахождение в меню игры как процесс игры, который не может прерываться рекламой больше предлагаемого Законопроектом времени", - говорится в документе.
Среди других аргументов, озвученных АРИР, отсутствие определения "детской видеоигры", что затруднит сортировку рекламы, допустимой к размещению в таких играх, как того требует законопроект, возрастная классификация игр не всегда соответствует классификации целевой аудитории рекламы, например "шахматы, классифицируются возрастной категорией 0+, при этом очевидно, что целевой аудиторией данной игры не являются дети, не достигшие как минимум шести лет".
Особо авторы отзыва обращают внимание на то, что в Законе о рекламе сегодня в отношении детских теле- и радиопередач нет целого ряда предлагаемых в отношении видеоигр ограничений. "Поэтому предлагаемый запрет ставит производителей видеоигр в неравное положение по сравнению с производителями теле- и радиоконтента, что может повлечь за собой ухудшение качества и снижение количества производимых видеоигр ввиду недополучения производителями доходов от размещения рекламы".
Кроме того, отмечается, что подобное регулирование потребует затрат из бюджета на создание системы мониторинга, чтобы контролировать выполнение требований законодательства. Лишит разработчиков игр возможностей для монетизации, а следовательно - для развития бизнеса. Полагают в АРИР и что разработчики законопроекта не учли специфики видеоигр и того, что в них существует целый ряд иных способов монетизации, которые оказываются вне пределов регулирования, что создаст неравные условия для конкуренции.
"На основании изложенного выше, принятие предлагаемых изменений приведет к полному исчезновению рекламы в видеоиграх. Следствием чего станет отсутствие источников финансирования для разработчиков и издателей игр, которые будут вынуждены уйти с российского рынка", - подытоживается в отзыве Ассоциации развития интернет-рекламы.