Экспозиция "Фарфорист" повествует о зарождении и развитии знаменитого на всю Россию художественного направления - сысертского фарфора. А параллельно - о Николае Сергеевиче Иноземцеве, без которого история этого промысла немыслима. В 1963-м выпускнику художественно-промышленного училища поставили задачу организовать на тогдашнем керамическом заводе производство художественного фарфора, и уже через год завод выпустил первые партии.
- Иноземцев - человек, поцелованный Богом, - говорит директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев. - Приехав на Урал, он не только впитал в себя нашу айдентику, но и творчески ее переработал. Почти сразу в его образах появляются уральские мотивы. Иноземцев создал целую серию шедевров, сделавших сысертский фарфор брендом.
На протяжении нескольких десятилетий Николай Сергеевич занимал пост главного художника завода, создав за эти годы более двухсот образцов продукции. Кувшины, вазы и сервизы с цветущими колокольчиками и уральскими розами стояли без преувеличения в каждом доме и до сих пор хранятся в семьях как память. Причем не пылились на полках, а использовались по назначению, настолько были удобными, недорогими, просто родными. Иноземцев придумал и стилизованную белочку с шишкой, изображенную на заводском клейме.
В экспозиции наглядно представлены все этапы производства фарфора - от эскиза до ручной росписи, лучшие, самые редкие и наиболее известные скульптурные композиции, сувениры с уральской, бажовской и агитационно-партийной символикой. Но душа выставки - фотографии из семейного альбома Иноземцевых, бережно сохраненные документы и личные вещи. Дочь и две внучки Николая Сергеевича продолжили его дело - стали художниками, работали на сысертском заводе.
- Ценить не только роль дедушки в жизни нашей семьи, но и его вклад в культуру и историю города я по-настоящему начала, наверное, когда о нем стали говорить люди со стороны, - рассказывает внучка художника Дарья Веретенникова.
Красивый во всех отношениях, талантливый, неутомимый в работе, настоящий мастер своего дела, неравнодушный к происходившему вокруг - только такой человек мог создать для земляков эту хрупкую и долговечную красоту, которая одинаково уместна и на домашнем столе, и в музейной витрине. Павел Петрович Бажов о таких мастерах писал свои сказы, получается, ничего не выдумывая.