Согласно законопроекту, перевозчики с 1 сентября помимо данных паспорта и билета пассажиров должны будут также передавать в единую базу данные о банковских картах, IP-адресах, телефонах, адресах электронной почты и пароли учетных записей.
"Механизм предоставления расширенной информации о пассажирах в интересах обеспечения их безопасности в условиях существования угроз террористического характера предусмотрен изменениями в Конвенцию о международной гражданской авиации, которые были внесены в конце 2022 года. Законодательство ряда стран уже сегодня требует, чтобы авиакомпании, в случае полетов в аэропорты этих стран или через их территории, предоставляли уполномоченным властям этих стран расширенную информацию о бронировании пассажиров", - комментирует замминистра транспорта Дмитрий Баканов.
Он добавил, что перечень информации, предлагаемый к нормативному регулированию Минтрансом России, меньше, чем требуемый многими другими странами. При этом новый приказ не обязывает перевозчиков собирать дополнительную информацию о пассажирах, помимо той, которая указывается пассажиром при покупке билета. Данный перечень информации предоставляется только в случае её фактической фиксации в информационной системе авиакомпании.
Иными словами, приказ является правовым основанием для того, чтобы данная информация могла передаваться перевозчиками в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров (АЦБПДП), отмечает Баканов.
"Согласно п.5 раздела I Приказа Минтранса России от 19 июля 2012 г. № 243 АЦБПДП формируются централизованно как совокупность баз персональных данных по перевозкам пассажиров всеми видами транспорта", - пояснили "РГ" в пресс-службе ведомства.
Кроме того, государственные информационные системы имеют полный набор механизмов для обеспечения безопасности хранимой информации.
Между тем, в "Общероссийском обществе пассажиров" (ООП) отнеслись к инициативе неодобрительно.
"Мы не поддерживаем подобное решение, когда производится необоснованный сбор конфиденциальных данных пассажиров. Мы много слышим, что данные надежно защищены, но все-таки случаются единичные прецеденты, ставящие пассажиров в неловкое положение, - делится мнением председатель ООП Илья Зотов. - Документ не проходил обсуждение с общественными организациями, в нем не учтены подобные позиции, более того, не совсем ясно, какая польза для граждан будет от данных решений. Пока видим много минусов от нормативного решения, что также может вызвать рост цен на билеты".
Он пояснил, что для обработки, передачи и хранения большего количества данных потребуются дополнительные финансовые ресурсы, из-за чего существует вероятность удорожания билетов на несколько процентов от изначальной стоимости.