Марат Иманкулов, секретарь Совета безопасности КР:
- Основную угрозу для стран региона представляет перетекание радикальных группировок с Ближнего Востока в Афганистан к границам региона, а это более 100 тысяч боевиков. Процесс этот неслучаен. За финансированием радикальных группировок и управлением ими, всплеском терроризма и экстремизма стоят конкретные государства и их спецслужбы. Ну а эскалация обстановки на территории Центральной Азии выгодна глобальным игрокам как инструмент создания дополнительного очага напряженности. Поэтому тема создания архитектуры коллективной и совместной безопасности сегодня как никогда актуальна.
Нам нужно понимать, что гарантом нашей безопасности от глобальных вызовов и угроз является сам народ Кыргызстана и наши силовые структуры. Но при наличии глобальной угрозы усилий одной страны мало. Для этого и существуют региональные организации, и в нашем случае главной из них я считаю ОДКБ. Ключевую роль в ней играет Россия как страна с наиболее сильной экономикой и большим военно-техническим потенциалом.
Должен также отметить, что в последнее время активность в сфере обеспечения региональной безопасности в ЦА проявляют и другие геополитические игроки. Например, США и их союзники. Однако основные усилия Вашингтона в том же Кыргызстане направлены, скорее, на отрыв Бишкека от Москвы и на расширение своего присутствия в военно-технической сфере.
В прошлом году американская сторона инициировала переговоры, направленные на выработку плана двустороннего сотрудничества с минобороны КР на 2024 год, и поставила в республику вооружение и военное имущество на сумму 16,5 миллиона долларов. При этом в два с лишним раза большая сумма - 35,4 миллиона - выделена на финансирование различных программ по линии ЮСАИД, на которые возложена задача противодействовать принятию в Кыргызстане законов, ограничивающих активность иностранных агентов и прозападных СМИ, и склонять руководство страны к заключению нового двустороннего соглашения с США.
Мурат Бейшенов, экс-замминистра обороны, советник министра обороны КР:
- Чтобы укрепить собственные позиции в обеспечении национальной безопасности, в частности Кыргызстана, вижу необходимость проработать возможность вступления республики в БРИКС, подать заявку на вступление в союзное государство Беларусь - Россия, превратить республику в продовольственный хаб. Мы также можем инициировать проведение масштабных военных учений в формате ОДКБ+ с участием Китая и Узбекистана с привлечением 50-70 тысяч человек из личного состава армий государств, которые примут участие в учениях.
Игорь Шестаков, директор центра экспертных инициатив "Ой Ордо":
- Можно прогнозировать экономические и политические кризисы, вызванные засухой и дефицитом водных ресурсов. Естественно, эта ситуация будет привлекать внимание внешних держав. С одной стороны, из-за заинтересованности в ресурсах региона, с другой - чтобы занять позицию международного арбитра. Именно в такой роли традиционно пытаются выступить США. Правда, как показывает незавидный опыт таких постсоветских республик, как Украина, Грузия, Армения, Молдова, результатом сближения с представителями коллективного Запада становятся, как правило, утрата страной суверенитета, системные проблемы в экономике и дестабилизация социально-политической обстановки.
Байкадам Курамаев, эксперт по международным отношениям:
- Странам Центральной Азии необходимо определиться с вопросами национальной безопасности через призму позиций ведущих геополитических игроков.
С одной стороны, мы наблюдаем попытки ускоренного создания Организации тюркских государств (ОТГ) на постсоветском пространстве. Это своеобразная попытка Турции создать подобие Евросоюза. Он, в свою очередь, создавался, как альянс богатого центра с бедной периферией для расширения рынков сбыта. Сегодня Анкара пытается сделать то же самое, включив в свою орбиту страны Закавказья и ЦА. Однако, если мы говорим о безопасности, поставки именно турецкого оружия или так называемая "байрактар-дипломатия" могут стать фактором напряженности в регионе, где сохраняется высокий конфликтный потенциал вследствие нерешенных пограничных споров между ближайшими соседями.
А вот сотрудничество с Китаем в рамках ШОС и с Россией в рамках ОДКБ больше всего отвечает интересам государств Центральной Азии в деле обеспечения безопасности и стабильности в регионе.
Бактыбек Саипбаев, системный аналитик:
- В 2024 году Центральную Азию, как и другие регионы, соседствующие с Россией и Китаем, ждут серьезные перемены, которые станут последствием происходящего на Украине. От исхода событий там зависят дальнейшие геополитические сценарии.
Есть, например, риск создания очагов нестабильности вокруг России: в Прибалтике, Молдавии, на Южном Кавказе - между Арменией и Азербайджаном. И в том числе в Центральной Азии. Согласен с оценкой угроз, исходящих со стороны Афганистана, где на границе с СНГ сосредоточены выходцы из Средней Азии, получившие боевой опыт в Сирии. К тому же в северные афганские провинции переброшены пуштуны, придерживающиеся экстремистских взглядов и выросшие на идеях газавата и джихада. Иными словами, есть несколько сценариев раскачки ситуации в регионе. И существуют определенные силы на Западе, которые заинтересованы в их реализации.
Нурлан Досалиев, эксперт по вопросам безопасности:
- Главное событие, определяющее перспективы развития обстановки в мире, - СВО на Украине, где четко определился технологический и военный перевес Вооруженных Сил России над странами коллективного Запада и блоком НАТО. При этом наблюдаются процессы, судя по которым США стремятся выйти из игры, переложив ответственность за войну на плечи непосредственно НАТО, подставляя при этом государства Европы. Одновременно с этим США и их союзники, в первую очередь Великобритания, развязали новую войну на Ближнем Востоке, за чем последовало закрытие мирового трафика в зоне Баб-эль-Мандебского пролива. Таким образом продолжается попытка глобального переформатирования мира со стороны англосаксонских государств, в которой уже четко прослеживается начало масштабной операции против КНР.
Украинское поле боя для Запада проиграно. Поэтому этим центром силы поднимается новая волна дестабилизации в обширном районе Ближний Восток - Центральная Азия - Китай - АТР. И все враждебные действия, направленные против КНР, самым непосредственным образом затрагивают Кыргызстан и другие республики. При этом ни одна из стран региона не обладает соответствующим уровнем технологического, организационного, военно-технического и прочих видов развития для противодействия современным масштабным угрозам безопасности.
Уровень ОДКБ, на мой взгляд, недостаточен для обеспечения безопасности государств региона. Считаю, что назрела необходимость коллективного обеспечения охраны государственной границы, создания систем военной и государственной безопасности под эгидой РФ. В сегодняшнем мире, который погружается в хаос, только Россия обладает всеми признаками цивилизационно образующего государства.
Марат Абдылдаев, эксперт Национального института стратегических исследований при президенте КР:
- Для предотвращения угроз странам ЦА необходимо налаживать взаимодействие друг с другом и решать свои внутренние проблемы. Кыргызстан, в частности, должен стать более социально ориентированным. При этом мы должны соблюдать свои экономические и военно-политические обязательства, принятые в рамках двусторонних и многосторонних соглашений в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Они и будут гарантиями безопасности. Это правильно и не должно вызывать антагонизма со стороны западных государств, поскольку такая стратегия отвечает нашим национальным интересам.