В первой части подкаста ведущий Дмитрий Маликов знакомит зрителей с интересными фактами биографии русских классиков - Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Скрябина и др. Рассказ дополняет графическая анимация, а сценарий приправлен молодежным сленгом. Во втором блоке Дмитрий рассуждает об академической музыке со звездными гостями из самых разных креативных индустрий, такими как Юрий Башмет, Юрий Маликов, Илзе Лиепа, Илья Авербух, Григорий Заславский, Виталий Гогунский и др. Интервью завершает шуточная игра - всегда разная. Например, участникам нужно угадать название произведения по эмодзи или композицию, звучащую наоборот. Наконец, в третьей части в студию приходят молодые артисты, решившиеся на смелый эксперимент - за час сочинить современный хит на тему классического произведения. Затем зрителям показывают клип на него, созданный с помощью нейросетей.
Автором проекта, реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стала продюсер, режиссер, сценарист и клипмейкер Елена Кипер. Она познакомила IPQuorum с внутренней кухней подкаста, а Дмитрий Маликов рассказал о ценности подкаста, просвещении, развлечении и всплеске интереса к классической музыке на примере одного ролика в сети.
Дмитрий Маликов: "Хочется разговаривать с молодежью на ее языке"
- Дмитрий, чем для вас как для музыканта, композитора и ведущего интересен этот проект?
- Это органичное продолжение моей просветительской деятельности, которая является связующим звеном между различными жанрами и поколениями. В первую очередь я классический музыкант и последние 15 лет много занимаюсь инструментальной, фортепианной музыкой и всем, что связано с ее популяризацией. Все началось с программы "PIANOMANIЯ", над которой я работал несколько лет и представил публике в 2007 году. Затем было шоу Symphonic Mania, показанное в Париже с участием 140 российских артистов, в том числе оркестра и хора театра "Новая Опера" и Имперского русского балета Гедиминаса Таранды. В 2012 году появилось интерактивное шоу "Уроки музыки" - мотивирующие встречи с детьми, учащимися музыкальных школ, а затем - спектакль "Перевернуть игру" о жизни и творчестве великих композиторов. Все эти проекты - разные формы одного и того же, но они связаны с живыми выступлениями. А в прошлом году у нас с Еленой Кипер возникла идея сделать онлайн-историю, посвященную классике, в таком формате, чтобы это было интересно современным зрителям.
- Продвижение классики, тем более среди молодежи, не самая простая задача. Как вы с ней справляетесь?
- Это действительно сложно, потому что сегодня мы живем в очень мощном информационном потоке. Постоянно появляется новый контент - имена, песни, игры, видео, но все равно я выхожу на сцену во время спектакля и вижу полный зал детей с горящими глазами, а потом они бегут ко мне за автографами на листах с нотами и важными поддерживающими посланиями, которые летят сверху в финале представления. Иногда мне пишут в соцсетях или подходят после выступлений музыканты, которые говорят, что были на "Уроках музыки" и это мотивировало их не бросать инструмент. Для меня в свое время такой же вдохновляющей была встреча с великим пианистом Владимиром Горовицем, когда мне было 16 или 17 лет. Говоря о подкасте, я также вижу интерес к нему со стороны молодых людей, и главное - они в любой момент могут пересмотреть его. Никто не знает, какое будущее ждет молодых артистов, которые приходят к нам в студию создавать хиты из великих шедевров, но рассказ о биографии композиторов и интервью с талантливыми людьми из мира культуры во второй части точно останутся в истории, мы ими очень гордимся.
- Сценарий подкаста получился легким и живым, с использованием слов и шуток из лексикона молодежи. Вам органично в нем существовать?
- Абсолютно. Я всегда иронизировал и над собой и другими - конечно, никого не обижая, чтобы это было уместно и по-доброму. У меня есть фиты с молодыми ребятами, такими, как MC Хованский, забавные рекламные кампании, далеко не всегда серьезные - все, наверное, слышали "руки-загребуки". Повзрослеть мы всегда успеем, но в душе хочется оставаться молодым и разговаривать с молодежью на ее языке.
- В подкасте вы транслируете важную мысль о том, что классика - это основа основ, без которой не было бы и поп-музыки, и других жанров. Но сегодня пропасть между академической и актуальной музыкой только увеличивается. Что с этим делать?
- Этот разрыв всегда был большим. Классическая музыка наполняет, развивает, а поп-музыка призвана развлекать. С другой стороны, совсем недавно я выложил в интернете видео, на котором просто играю на рояле, а на экране появляется добрая, вдохновляющая фраза, и этот ролик набрал более миллиона просмотров, чему я очень рад, и это говорит об интересе к академической музыке. Конечно, среди современных исполнителей, особенно рэперов, много тех, для кого на первом месте стоит содержание, речитатив, а звучание уходит на второй план. Но для исполнителя также важна энергетика, артистические качества. Они есть у многих молодых ребят, а наша задача в подкасте - предложить им обогатить простую и подчас примитивную фактуру более насыщенной музыкальной основой, используя как поле для фантазий классические мелодии, звучание оркестра, рояля.
- Насколько хорошо так называемые фрешмены знакомы с классикой? И насколько комфортно вам общаться с ними?
- К нам приходят пытливые ребята, они проявляют музыкальный интерес и открыты эксперименту, который мы предлагаем им совершить. У нас происходит взаимовыгодный обмен: я делюсь с ними опытом, а они со мной - свежими идеями, драйвом, молодостью и энергетикой. Это замечательный симбиоз.
- В XVII-XVIII веках композитор Телеман был "поп-звездой" в классике, в то время как Бах и Гендель не пользовались такой популярностью. Как вы думаете, возможно ли, что в будущем те, кто сегодня находится на пике славы, будут забыты, а люди будут помнить совсем другие имена?
- В моем спектакле, когда речь идет о Бахе, действительно говорится о том, что композитор создал более тысячи произведений, а при его жизни была издана только одна кантата. Но он просто трудился, не думая о результате, и это правильно. Никому на дано предугадать, как наше слово отзовется. Сегодня все меняется еще стремительнее, поэтому трудно сказать, кого будут помнить даже через пять, а не то что через 50 лет. Сбывается пророчество, приписываемое Энди Уорхолу, что в XXI веке у каждого будет 15 минут славы. Неизвестно, какая музыка останется и как все перевернут новые технологии. Иногда эксперименты с ними выглядят даже пугающе: скоро с помощью искусственного интеллекта начнут петь ушедшие в иной мир артисты.
- Как складываются ваши личные отношения с искусственным интеллектом?
- Он помогает мне в работе. Недавно я сочинил новую инструментальную пьесу, как всегда, отправил запись своему помощнику, который загружает ее в компьютер, снимает ноты, редактирует партитуру, и удивился, насколько быстро он прислал мне обратно готовый вариант. Оказалось, он начал использовать новую программу, которая позволяет выровнять ритм и сделать звучание такого качества, что партию, записанную дома на рояле, можно ставить в пьесу в качестве заглавной. Представляете, какие чудеса?
Елена Кипер: "Наш подкаст - это культурный портал из прошлого в будущее"
- Елена, расскажите, как родилась идея подкаста?
- Сегодня вся музыкальная индустрия стала примитивнее. В этом нет ничего плохого - чем массовей продукт, тем он проще. Но в определенный момент мне захотелось создать нечто более масштабное и глубокое. Тем более что Дмитрию Маликову, с которым мы работаем уже много лет, всегда было важно раскрывать свой музыкальный ресурс не только в эстрадном, но и в классическом направлении. В 2021 году мы переработали с ним несколько произведений - Рахманинова, Чайковского, самого Маликова и песню "Нас не догонят" - в эпическую форму, сделав из них сюиту, которую представили на дне России в рамках выставки Expo 2022 в Дубае. Именно тогда я подумала, что было бы здорово создать проект, в котором современные формы, приемы, биты, понятные звуки сочетались бы с классической основой, чтобы донести до молодежи ценность музыкального наследия доступным ей языком. Тогда я усилием воли завершила производство хит-синглов с Маликовым, чтобы ресурсно перенаполниться, и спустя время родился подкаст - наше общее высказывание.
В нем соединяются три разные планеты - гении прошлого, люди, которые живут в наше время, но уже стали мэтрами в искусстве, и те, кто только начинает свою творческую карьеру. Аналоговый мир сменился цифровой реальностью, которая позволила создать проект, ставший точкой пересечения поколений X, Y и Z - предков, потомков и тех, кто сегодня создает будущее культуры. И наш подкаст не просто демонстрирует эту преемственность, а стал культурным порталом из прошлого в будущее.
- Это отражается и в его драматургии - не просто традиционный подкаст, где ведущие только рассказывают о чем-то или только интервьюируют гостей. Здесь есть и живой студийный эксперимент с использованием искусственного интеллекта. Вы долго придумывали рубрики?
- Мультиформатная структура сложилась довольно быстро. В итоге Дмитрий реализует здесь свое желание вести интеллектуальные беседы о музыке с близкими ему по духу людьми, масштабными личностями с глубоким образованием и культурой, при этом беседуя с ними так, чтобы это было понятно большой аудитории, а моя любимая рубрика - это "Кухня великих шедевров", в которой молодые исполнители занимаются переработкой классики. К сожалению, многие из них, как выясняется, достаточно слабы в этой музыке, и когда в их руки попадает такой материал, не всем удается с ним справиться. Но есть и очень удачные опыты - волшебная композиция, которую сделала из "Танца феи Драже" из балета "Щелкунчик" Ксения Минаева в собственном стиле, чем-то похожем на Билли Айлиш, эмоциональный и чувственный трек Сюзанны с использованием темы из "Полета шмеля", хип-хоп-трек Gan_13, родившийся из "Танца маленьких лебедей" и сразу взошедший на вершины чартов. Я с большим интересом наблюдаю, как креативит современная молодежь.
- На "Кухне великих шедевров" артистам дается всего час, чтобы сделать трек из классики. Довольно экстремальные условия…
- Конечно, мы шли на риск. Эксперимент мог не удастся, и только настоящий творец, который находится в постоянном потоке музыкальности, испытывает жажду проявлять себя, придумывать новое, способен решиться на такой опыт. Когда мы звонили артистам, им было очень страшно. Некоторые категорически отказывались идти что-то сочинять под прицелом камер. Ведь мы фактически подглядываем за тем, как ведет себя личность, претендующая на то, чтобы быть лидером мнений. Показываем, какая она на самом деле. Безусловно, за час невозможно сделать полностью готовую композицию, задача участника - придумать смысловое содержание, философию трека и главный рефрен, который интегрируется из классического произведения. После этого мы дорабатываем песню с артистом, а потом выпускаем ее.
- Были ли какие-то сложности, непредвиденные ситуации?
- Как продюсер я вступала в неизвестную для себя плоскость, потому что каждый человек - это космос, отдельная планета, и ты не всегда знаешь, что он может преподнести тебе на площадке. Поэтому я поставила в первый сет съемок уже упомянутого Gan_13 - Андрея Борисова, с которым мы уже были знакомы лично, но сложилось так, что ему пришлось перенести запись, и первой оказалась Сюзанна. Мне не приходилось раньше общаться с ней, но нам удалось сонастроиться, и благодаря ее легкости, способности к эксперименту и оперному образованию все прошло успешно.
Был случай, когда один из артистов, при этом прекрасно владеющий экспромтом, различными музыкальными инструментами, очень сильно растерялся после того, как ему поставили задачу. В какой-то момент он просто перестал пускать операторов и всех участников команды в комнату, где креативил. Все ребята очень переживали, говорили мне: "Елена, у нас мало времени. Сходите к нему, успокойте его". А я сказала: "Дайте ему десять минут". Ровно через десять минут он вышел к нам и был готов творить - в итоге все получилось.
- Как шла работа над клипами с помощью нейросетей?
- Мне скучно без экспериментов, тем более сейчас, когда появилось столько новых технологий, и я активно их изучаю. Искусственный интеллект не является абсолютом: создание клипа с его помощью состоит из огромного количества производственных этапов, когда каждую деталь, команду нужно прорабатывать, постепенно усиливая их. Здесь нет предела совершенству, и, чтобы добиться нужного результата, мы использовали одновременно несколько инструментов. Например, дипфейк помог нам достичь портретного сходства героев подкаста, у которых не было качественных фотосессий в сети, с их виртуальными изображениями. А чтобы создать определенную стилизацию, подходящую к конкретному треку и жанру, мы сначала создавали сизл - небольшой видеоролик из уже существующих работ режиссеров, объектов fashion-индустрии, картин художников, передающий сюжет, тематику и атмосферу будущего клипа.
- Кто ваша целевая аудитория? На кого прежде всего рассчитан подкаст?
- В основном это люди 18-35, но к нам в эфир приходят самые разные герои. Сейчас есть очень много юных талантливых артистов. С их помощью мы надеемся привлечь и детскую аудиторию. Нам очень важно, чтобы продукт был в том числе просветительским, распространялся в школах, средних учебных заведениях. Ведь музыкальная культура, история - это часть общего образования. Важно знать, какие корни нас питают, на чем мы воспитаны. Я была на фестивале Рахманинова в Краснодаре и случайно разговорилась с преподавателями местных музыкальных школ. Все они с огромной болью говорят о том, что дети сегодня мечтают кататься на коньках после "Ледникового периода" и выступать на шоу "Голос", но не хотят учиться музыке. Когда я показала этим педагогам наш подкаст, они очень живо откликнулись, сказали, что современным детям очень не хватает медийной личности, амбассадора, который смог бы заинтересовать их классической музыкой, культурой.
Пока мы не знаем, насколько внимательно зрители задерживаются на первой части подкаста, в которой Дмитрий не просто пересказывает биографию композиторов, а по сути раскрывает их психотипы через интересные, запоминающиеся факты, истории из жизни. Сейчас нам важно найти точки соприкосновения с аудиторией и через некую игру, развлекательную составляющую, технологию нативного образования погрузить ее на более серьезную глубину.
- В подкасте используются классические произведения и рождаются новые. Как обстоят дела с правами?
- Изначально мы не рассчитывали, что подкаст о классике превратится в такой сложносочиненный продукт, полномасштабное музыкальное производство. И с правовой точки зрения это тоже серьезная, кропотливая работа. В каждом выпуске рождается новый трек, и после того, как артист уходит из студии, нам нужно доделать его, очистить все права, проговорить, как он будет выпускаться. Кроме того, в создании этих композиций участвует несколько людей - кто-то придумывает текст, кто-то музыку, кто-то делает аранжировку. Мы обсуждаем, какие доли у кого возникли, кто на что претендует, и в этом процессе иногда возникают конфликты, которые нужно урегулировать. Для этого на проекте работают четыре юриста.
Не все просто и с классическими композиторами. Оказалось, что даже спустя 70 лет охраняются права Прокофьева, причем его потомки находятся во Франции, это очень пожилые люди, поэтому очистка прав проходила очень медленно, приходилось преодолевать колоссальные барьеры. Ну и, наконец, к вопросу прав очень серьезно подходит сама платформа VK, на которой транслируется подкаст. Изначально, когда мы демонстрировали пилотные серии, нас просили доказать и гарантировать, что этот проект от начала и до конца придуман нами. Поскольку эта платформа уже стала медиа, в случае возникновения претензий у третьих лиц именно она как вещатель выступает ответчиком в суде. Но поскольку мы создали абсолютно уникальный продукт, не копируя никакие другие шоу и подкасты, с гарантиями не возникло никаких проблем.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.