28.02.2024 20:01
Экономика

Из-за роста акцизов коктейли заменят на пиво

Текст:  Татьяна Карабут
Российская газета - Федеральный выпуск: №45 (9287)
Слабоалкогольные напитки могут потерять минимум половину потребителей из-за резкого повышения акцизов в мае этого года, оценивают эксперты. Вместо коктейлей в банках россияне, скорее всего, перейдут на пивные напитки или начнут мешать коктейли дома.
Читать на сайте RG.RU

По данным Росалкогольтабакконтроля, в 2023 году производство слабоалкогольных напитков выросло на 18%, до 22,3 млн декалитров (дал), а продажи - на 14,5%, до 18,4 млн дал. Категория растет стремительными темпами уже несколько лет. Но все изменится после 1 мая 2024 года, когда повысятся акцизы в том числе и на эту продукцию.

Сама ставка акциза вырастет всего на 5%. Но считаться он будет по-новому. Пока он рассчитывается в зависимости от содержания этилового спирта: за 1 литр безводного спирта приходится платить 514 руб. То есть за литр слабоалкогольного напитка крепостью 7% уплачивается акциз около 36 руб. С 1 мая акциз будет рассчитываться от одного литра самого напитка, за который надо будет уплатить 141 руб. Таким образом, фактически акциз повысится почти в четыре раза. Что неизбежно отразится и на конечной стоимости продукции.

Опрошенные "Российской газетой" эксперты считают, что это приведет к существенному снижению потребления слабоалкогольных коктейлей и переходу на другое спиртное.

"Вместо слабоалкогольных напитков потребители станут покупать пивные напитки и крепкий алкоголь, чтобы мешать коктейли самостоятельно", - прогнозирует руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.

С 15 января в России будут маркировать разливное пиво

Смешивать коктейли дома потребители уже потихоньку начали. По данным NielsenIQ, помимо алкогольных коктейлей, самые быстрые темпы роста в 2023 году показывал джин. Коктейли показали прирост продаж в 40,6%, джин - 24,3% в натуральном выражении. Джин как раз является основой для многих коктейлей.

А пивные напитки часто маскируются под слабоалкогольные коктейли в алюминиевых банках: 90% джин-тоников продают под видом пивных напитков, утверждает Шапкин. К пивным напиткам законодательство более лояльно - для них не нужно лицензирование, акциз повысился всего на 5% с начала года.

Мода на слабоалкогольные коктейли растет по всему миру. Покупают не только готовые в банках, но и отдельные ингредиенты, смешивая дома

Смысла самим покупать бутылку джина за 350 руб. и возиться с приготовлением коктейля нет, слабоалкогольные коктейли удобны своей фасовкой, можно купить и выпить по пути, возражает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Поэтому потребитель вместо коктейлей выберет пивоваренную продукцию, считает эксперт. По его оценке, потребление слабоалкогольных коктейлей из-за подорожания сократится примерно вдвое.

Дробиз напоминает, что подобное уже происходило на российском рынке. В 2004-2005 годах потребление слабоалкогольных коктейлей было в два с лишним раза больше (450 млн литров), чем в 2023 году. Но подняли акциз - и потребление сократилось.

При этом, по оценкам экспертов, потребители вряд ли поменяют коктейли на вино. Во-первых, это другой напиток, и у него своя аудитория. А во-вторых, на вино тоже с мая повышаются акцизы.

Товары и цены