Согласно принятым поправкам, будет запрещена реклама в средствах массовой информации, а также в любых информационных ресурсах иностранных агентов. Кроме того, запрещается реклама информационных ресурсов самих иноагентов.
Закон касается как физических и юридических лиц. Иностранными агентами в России могут признаваться некоммерческие организации (с 2012 года), средства массовой информации (с 2017 года), а также физические лица (с 2018 года). С 2022 года данные все категории иноагентов были объединены в реестр, который ведет Минюст.
В пояснительной записке к документу указывается, что по информации Минюста России в 2023 году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иностранных агентов.
Нарушения будут наказываться штрафом в размере до 50 тысяч рублей - для граждан и до 500 тысяч рублей - для юридических лиц. После двукратного привлечения к административной ответственности в течение одного года деяние подпадает под действие Уголовного кодекса с наказанием до двух лет лишения свободы.
При этом цитирование материалов иноагентов в СМИ будет считаться нарушением новых норм только в случае, если публикация будет носить рекламный характер с целью увеличения аудитории таких ресурсов, заявил Глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД Василий Пискарев.
Эксперты отмечают, что закон в первую очередь будет иметь значение для блогеров-иноагентов и лишь частично скажется на рекламодателях, рекламных агентствах и остальных блогерах и инфлюенсерах.
В начале февраля Роскомнадзор раскрыл данные об обороте рекламного рынка в Рунете по итогам 2023 года, в том числе о размещениях у иностранных агентов. Бюджет российских рекламодателей на рекламу в Рунете составил 563 млрд рублей. На рекламу у иностранных агентов компании потратили 133 млн рублей, что составляет 0,023 тысячных процента от общего объема рекламного рынка.
"Мы опросили членов Ассоциации Блогеров и Агентств и выявили, что никто пока резко не меняет содержание договоров с блогерами, а также никто экстренно не вносит какие-либо правки. Единственное, что важно отметить, - за 2 года агентства стали "жестче" в отношении пункта договоров о форс-мажорных обстоятельствах (например, те же блокировки соцсетей)", - рассказала "Российской газете" глава агентства Hello blogger, президент Ассоциации блогеров и агентств Татьяна Иванова
Она также отметила, что любые вопросы, которые связаны с признанием блогера иноагентом, решаются всеми сторонами рекламной кампании без конфликтов, на конструктивной и деловой основе.
Иного мнения придерживается директор Практики Digital коммуникационной компании "Михайлов и Партнеры" Сергей Стукалов. Он считает, что принятые законы все же окажут влияние на рекламный бизнес.
"Вопрос размещения рекламы у иноагентов уже не стоит - не будет такой рекламы. Причина не только штрафы, но и репутационные последствия (вспомним "голую вечеринку", последствия которой охватили всех участников мероприятия). При этом международным рекламодателям иноагенты возможно дадут скидку, чтобы быстрее компенсировать падение рекламных доходов из России. При этом, любое регулирование порождает рост расходов. За последние годы юридические отделы агентств увеличились в 2-3 раза. Сильный бэкофис - это уже база для устойчивой работы агентства. Эти расходы (с разным успехом) перекладываются на заказчика, который в свою очередь увеличивает цены продукции и услуг для граждан", - отметил Стукалов.
По его мнению, поиск решений для формулировок в договорах пойдет в сторону оформления процедуры "мгновенного расторжения" и последующих финансовых последствий. То есть, случае нарушения этого положения иноагент возмещает расходы и штрафы.