В этом году Магаданская область станет пилотным проектом нового закона "О старательской деятельности", принятие которого здесь ждут как нигде.
Очень вольный принос
- Сколько золота на Колыме? - простодушно спросил я министра природных ресурсов Магаданской области Олега Косолапова.
- Да кто же его знает! Но точно знаю, что много, - без паузы ответил мне министр.
Судите сами, площадь Магаданской области 462 тысячи квадратных километров. На ее территории вольготно разместится целый Узбекистан.
Регион суровый для жизни, но безмерно богатый запасами золота. Геологами разведано не более двадцати процентов площадей Колымы. Подтвержденных запасов земных сокровищ на пятьдесят лет интенсивной добычи. А сколько неподтвержденных и неразведанных?.. Не знает никто.
Больше ста сорока предприятий добывают золото на Колыме. В год намывают порядка пятидесяти тонн "презренного металла". Абсолютным рекордом остался 1940 год, тогда в закрома Родины заложили 80 тонн магаданского золота.
Это все надводная, видимая часть желтого айсберга. Есть у него немалая подводная часть, которую десятилетиями не хотят видеть.
Это так называемая нелегальная добыча золота.
- Люди в наших поселка живут десятилетиями, они прекрасно знают и помнят все брошенные карьеры, в бортах которых осталось немало золотишка. Идут, перемывают, - поясняет мне здешнюю анатомию жизни местный житель по имени Олег.
Зачастую в поселках, стоящих на золотоносных песках и торфяниках, с работой туго, поэтому нелегальная добыча драгоценного металла - единственный вид заработка. Все отработанные полигоны местным известны и понятны.
- Моют часто семьями, по два-четыре человека. Чаще всего прадедовскими лотками, получается нормально, - скупо делится мой собеседник.
В земляных бортах заброшенных карьеров прячется немало драгоценного металла. Ведь золото имеет свойство "убегать" с промывочных механизмов. Как говорится: работай - не ленись.
Сдают нелегально намытое золото таким же нелегальным скупщикам. За цену ниже рыночной. Везучие люди так за сезон зарабатывают по несколько миллионов рублей. Налогов в державную казну не платят даже копейку.
- При Советском Союзе такого не было. Тогда государство очень жестко следило за ситуацией, - говорит Олег Косолапов.
Олег Вениаминович работает в золотодобыче со студенческих лет, прошел путь от рабочего до министра. Руководил крупнейшим в регионе золотодобывающем предприятием "Сусуманзолото".
"Хищники" и нелегалы
Магаданская область - регион особый. Единственная автомобильная дорога связывает Колыму с соседней Якутией. Все остальные пути: морские и воздушные. Навести порядок в этой нелегально-богатой истории дело не трудное. Но для этого нужно главное - воля. С этим пока сложно. В правительстве региона не скрывают, что рождение закона "О старательской деятельности" идет трудно. Колыма - пилотный регион нового закона, здесь и написали большую часть законопроекта. Он прошел пока только первое чтение в Государственной Думе.
- Мы очень его ждем, - говорит Олег Вениаминович Косолапов.
По контурам нового закона государство в лице субъекта будет отводить земли для "вольного приноса". Берешь в аренду золотоносный "гектар" - и фарт тебе навстречу. Все земли сверены с департаментом недропользования. Есть в проекте нового закона ограничения по мощности используемой техники, например, большой бульдозер использовать нельзя, технику поскромней - пожалуйста. С экологией придется разговаривать на "вы".
Контроль за "вольным приносом" будут осуществлять государственные структуры.
- В век беспилотников это совсем не трудно, - замечают в региональном министерстве природных ресурсов.
Добытый "вольный" металл будут сдавать в кассы золотодобывающих предприятий по рыночной цене. Все четко и прозрачно.
Сегодня "хищники" вынуждены сдавать нелегально добытый "презренный" металл таким же нелегалам-перекупщикам по более дешевой цене. Законы "дикого" рынка жестоки до беспощадности.
Противникам нового закона не нравится то, что им будут выделять территории для работы, а не они сами выбирать лакомые участки.
- Легче работать на песчаных карьерах, с торфяником возни много, - поясняет "хищник" Олег.
Вольный принос был легален в годы развитого социализма, многие на Колыме помнят то время.
- Один грамм золотого шлиха стоил девяносто шесть копеек. Пять граммов намыл - пять рублей получил. Все было легально и законно, - вспоминает магаданец Павел Жданов.
Самородки в "лепешках"
К золоту на Колыме отношение отличительное. Здесь к нему меньше "священного" трепета. На него часто смотрят с обыденным равнодушием. В Магаданском филиале Дальневосточного геологического фонда есть так называемая: "золотая комната".
В ней пыльные стеллажи с уникальными самородками, которые геологи находили на протяжении десятилетий в разных районах области.
- Вот уникальный самородок, его нашли в желудке у коровы Цыганки. А представляете сколько золота осталось в коровьих "лепешках", - улыбаясь, заметила смотритель уникальной комнаты.
Вот серый камень-валун, на нем долгие годы отдыхали геологи, однажды случайно перевернули и обомлели. Оборотная сторона чудо-камня вся в драгоценных прожилках. Так камень стал экспонатом. Еще пара золотых штрихов Колымы. Летом здесь планируют организовать промышленный туризм. Возить туристов на золотодобывающие предприятия, где они будут мыть золото.
- В Туле все туристы пряники пекут, у нас будут золото мыть, - говорит Олег Косолапов.
Федеральный закон "О старательском деле", или как здесь его все называют "О вольном приносе", на Колыме ждут как весну.
С ним в этот край России приедет больше порядка, возможностей и здравого смысла.
Магаданская область занимает второе место в России по добыче золота, уступив первенство Красноярскому краю, но держит пальму первенства по добыче серебра. В регионе добывают рудное и рассыпное золото.
Золотодобывающая история в регионе началась в 1928 году.
По предварительным данным запасы золота на Колыме превышают 700000 тонн.