Ранее, напомнил он, отмечалось сокращение рынка франчайзинга, что было связано с падением продаж на фоне приостановки рекламы в Google и в запрещенных в России социальных сетях. При этом цена на заявки в Яндексе из-за высокой конкуренции в этот период выросла в 2-3 раза. А Telegram, VK и "Одноклассники" пока не дают желаемых результатов и до сих пор не стали конкурентноспособной альтернативой прежним источникам. Из-за этого средний прирост новых сетей, открытых по франшизе, в 2023 году оказался ниже, чем в 2022 году.
В среднем в 2023 году компании открывали 48,35 франшизы на один бренд, тогда как в 2022 этот показатель составлял 53,7 франшизы на бренд. Но их закрытия затормозились: 5,8 точки на франчайзинговую сеть в 2023 году против 6,8 в 2022-м. Средний чистый прирост сетей (открытия минус закрытия) в 2022 году был 41,75%. В 2023-м показатель составил +30,5%. Кроме этого, отмечает Большаков, наметился рост в популярных сегментах. Так, "Детское развитие и образование" показало средний прирост 27,28%, "Услуги" - 31,46%, "Общественное питание" - 22,24%, а "Кофейни" - 12,95%.
Также, по словам эксперта, российские компании стали проявлять большую заинтересованность в продаже своих франшиз в другие страны. Многие из них зафиксировали в своих стратегиях на 2023-2024 годы именно такой путь развития. Основными покупателями российских франшиз в мире сегодня стали релоканты.