В России, к счастью, сохранилась одна из лучших, если не лучшая система музыкального образования в мире. Ребенок, начавший в 5-7 лет заниматься на одном из инструментов, через 16-17 лет обучения выходит из консерватории или академии высокопрофессиональным исполнителем. Тот, кто открыл в себе дар солиста, может пускаться в свободное плавание, иные посвящают себя искусству в составах симфонических или камерных оркестров, трио или квартетов, а кто-то становится педагогом. Именно непрерывность музыкального образования дает то качество артиста, которое невозможно обрести иначе. И хотя на Западе нередко говорили, что подобная система нарушает права ребенка, ибо выбор за него делают родители, - результаты говорят сами за себя. Самостоятельное решение, кем быть, юный человек может принять или в 14, или в 16 лет, когда невосполнимо упущены годы для профессиональной подготовки. Вот почему российские музыканты достигают высот в творчестве и входят в число лучших мировых исполнителей. Вот почему так востребованы во всем мире российские методики обучения и педагоги, которые воспитали не одно поколение выдающихся музыкантов в Европе, Азии, США, Австралии. В "музыке высоких достижений" мы сохраняем за собой репутацию народа, который "поцелован Богом", где рождение гениев происходит вне зависимости от предлагаемых обстоятельств.
Достижения российской системы художественного образования были представлены на завершившейся недавно Всемирной конференции высокого уровня по проблемам образования в области культуры и искусства в Абу-Даби, инициированной ЮНЕСКО. Министр культуры России Ольга Любимова и заместитель министра просвещения Денис Грибов рассказали здесь об уникальных отечественных практиках в этой сфере и привели впечатляющие цифры. В 5 тысячах детских школ искусств и 200 тысячах организаций, где занимаются творчеством юные россияне, обучается 5 миллионов человек. Немалое количество не только потенциальных артистов, художников, музыкантов, но и подготовленной публики! Последнее не менее важно, чем воспитание лауреатов международных конкурсов и победителей художественных фестивалей.
Именно поэтому столь тревожно наблюдать за тем, как падает престиж серьезной музыки в целом и истончаются мотивы посвящать свою жизнь профессии музыканта. К сожалению, мы сегодня не можем похвастаться большими конкурсами в консерваториях за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Саратова. Во многих городах страны не хватает музыкантов даже для одного полноценного симфонического оркестра. Причем речь не о каких-то редких деревянных духовых инструментах, но даже о распространенных медных. Несмотря на все распоряжения федерального центра зарплата музыкантов или педагогов музыки в провинции, как правило, ниже, чем средняя по региону. Несмотря на то, что сегодня в России создаются крупные многопрофильные центры искусств - в Калининграде, Владивостоке, Кемерово, - количество качественных концертных залов для исполнения филармонической музыки недостаточно и для деятельности исполнителей, и для формирования заинтересованных слушателей.
Часто вспоминаю слова А. С. Пушкина, которыми он начинает "Мои замечания об русском театре": "Публика образует драматические таланты". Это в равной мере относится и к музыкальному искусству. От просвещенности публики исполнители зависят не в меньшей, а то и в большей степени, чем от любого начальства, будь то чиновники от культуры или всевластные импресарио. Воспитание публики - забота общества, а не только личное дело того или иного семейства. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский был уверен в том, что "без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие". Как говорили прежде, медицинский факт. Музыка развивает эмоциональную природу человека, расширяет его восприятие мира, облагораживает нравственную сферу жизни. Похоже, сегодня мы серьезно упустили эту задачу. Прежде всего потому, что музыкальное образование ушло из программ общеобразовательных школ. Либо его вовсе нет, либо оно существует факультативно, либо его объем недостаточен для того, чтобы привить любовь к музыке и научить ее понимать и чувствовать. Чем более технологичным становится образование, тем важнее общение школьников с живым искусством. Могу только догадываться, как сложно сегодня сформировать учебные программы таким образом, чтобы они устраивали всех - и самих школьников, и родителей, и департаменты образования. Но уроки музыки - это не только увеличение нагрузки, но и своего рода художественное отдохновение, которые помогает учащимся лучше успевать в овладении другими предметами.
Уверен, что музыкальное просвещение должно найти место и в высших учебных заведениях. Оно важно и для будущих инженеров, ученых, управленцев. Для всех, кто заботится о своем "полноценном умственном развитии". А значит - о будущем страны.