05.03.2024 12:04
СКФО

На Северном Кавказе доступность топлива оказалась самой низкой в РФ

Текст:  Юрий Гень (СКФО)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №49 (9291)
В России с 1 марта ввели временный запрет на экспорт бензина - на шесть месяцев. Такое решение было принято правительством страны для насыщения внутреннего рынка. Одновременно на минувшей неделе эксперты провели исследование доступности автомобильного топлива в регионах РФ для людей. Его результаты показали, что больше всего бензина на свои среднемесячные зарплаты могут купить жители Ямало-Ненецкого АО, меньше всего - жители Северного Кавказа.
Читать на сайте RG.RU

Экспертизу проводило агентство РИА Рейтинг. Сразу стоит отметить, что итоги исследования показали прямую взаимосвязь уровня зарплат в регионах и доступности топлива. Например, первое место в рейтинге занял Ямало-Ненецкий АО, а второе - Москва, то есть субъект и мегаполис, у жителей которых традиционно самые высокие доходы.

Ставропольский край разместился аж на 72-м месте, и на среднемесячную зарплату тут можно купить 776 литров АИ-92 (сравните с Ямало-Ненецким АО, где местный житель на свою зарплату может купить 2589 литров топлива). Другие регионы СКФО заняли строчки ниже. На 79-й - Северная Осетия (здесь на среднемесячную зарплату можно купить 693 литра бензина). На 81-м месте - КЧР (668 литров топлива), а следом за ней идет КБР (666 литров АИ-92). На 83-й строчке общероссийского рейтинга разместилась Чечня (тут среднестатистический местный житель способен приобрести 660 литров топлива). В Дагестане этот показатель равен уже 647 литрам бензина, и республика занимает 84-ю строчку. На последнем, 85-м месте в исследовании находится Ингушетия с показателем 598 литров топлива, которые способен купить человек за месяц.

Однако не только среднемесячные доходы населения определяют доступность топлива в регионе. Например, поражает разброс цен на один и тот же бензин марки АИ-92 в разных субъектах. Причем если в северном Ямало-Ненецком округе он стоит 48,4 рубля за литр, а в Москве 50,9 рубля за литр, то в южных регионах Северного Кавказа (где, казалось бы, благодаря теплому климату логистика более дешевая) цена топлива с легкостью переступает порог в 51 рубль за литр.

Со стремительным ростом цен на бензин страна уже столкнулась осенью 2023 года. Тогда правительство России тоже ввело запрет на экспорт топлива.

Запрет на экспорт бензина вводится заранее, чтобы не допустить роста цен на АЗС весной

- На сегодняшний день мы оцениваем запрет экспорта бензина положительно, - комментирует ситуацию аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко. - Это поможет в стабилизации российского топливного рынка. Между тем предложение в настоящее время и так превышает объем внутреннего спроса не менее чем на 10 процентов. Александр Новак сообщил, что запрет экспорта бензина введен по причине роста спроса на внутреннем рынке из-за летних отпусков, периода весенних полевых работ и плановых ремонтов на НПЗ.

По мнению эксперта, сейчас рост цен на топливо нельзя назвать критическим. Но в то же время стоит отметить, что оптовая цена на 95-й бензин с 1 января 2024 года по 26 февраля 2024 года выросла на 30 процентов.

- При этом розничные цены на 95-й и на ДТ в среднем увеличились за полтора месяца всего на 0,6 процента. После появления информации о запрете экспорта бензина оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) начали постепенно снижаться, - резюмирует Николай Дудченко.

Соответственно, цены на топливо пойдут вниз и в регионах, однако какого-то запредельно сильного снижения эксперты не ожидают. Доступность топлива в субъектах РФ, по всей видимости, также сохранится на прежнем уровне.

Мнение

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

- Показательно, что запрет коснулся именно бензина. Потому что в России лишь 10 процентов производимого бензина уходит на экспорт, остальное потребляется внутри страны. Но примерно с середины апреля начинается активный автомобильный сезон, потребление топлива резко возрастает. Поэтому, если предположить, что потребление возрастет, а размеры существующего экспорта сохранятся, в России действительно может возникнуть дефицит топлива.

СКФО Чеченская Республика Ставропольский край Северная Осетия Карачаево-Черкесия Кабардино-Балкария Ингушетия Дагестан