Сегодня в секонд-хендах популярен в основном средний ценовой сегмент. Спрос на продукцию люксовых производителей вырос сразу на 40 процентов. В целом за винтажным люксом "охотятся" около 15 процентов россиян.
Поскольку многие магазины в регионах закрылись из-за антироссийских санкций, люди, привыкшие там одеваться, начали искать обходные пути. "Секонды" подхватили эту волну и трансформировали свой бизнес.
- Я всегда хотела создать чистый, комфортный винтажный магазин с отпаренными вещами на вешалках и примерочными. Хотелось сломать стереотип рыночных раскладушек с горами одежды на них. Сейчас винтаж в принципе переживает возрождение, и уход некоторых брендов с рынка - далеко не единственная причина, - рассказала владелица секонд-хенда из Калининграда Алеся Панова. - К нам, например, заходят неравнодушные к экологии покупатели, которые хотят дать вещи вторую жизнь. Но есть и те, кто ищет конкретный бренд, фасон, цвет, чтобы скомпоновать образ. Сегодня это модно.
По словам эксперта, каналы поставок для Калининградской области остались прежними, но условия доставки сильно изменились, причем не в лучшую сторону. Отсюда рост цен на качественные вещи. При этом эксклюзивная одежда в отличном качестве по-прежнему встречается, пусть и реже, чем несколько лет назад.
Позицию калининградских коллег разделяет предприниматель Ольга Фролова из Пскова. Владелица магазина подержанных вещей и аксессуаров убеждена, что времена "весовых" вещей и неприятного запаха давно ушли в прошлое, особенно если речь идет о легальных секонд-хендах.
- Изменилась культура. Сегодня такие вещи не считаются одеждой для бедных. Более того, в винтажных магазинах можно найти действительно уникальный и штучный товар. Это, конечно, большая удача, но многих покупателей подобные поиски только раззадоривают. Мы же стараемся ассортимент поддерживать. Хотя с поставками возникают проблемы. Раньше много товара шло напрямую из Латвии. Сегодня нам приходится искать иные варианты, - подчеркнула Ольга.
С юридической точки зрения такой бизнес ходит по лезвию ножа. Дело в том, что еще в 2022 году очередной пакет европейских санкций запретил ввозить в Россию товары под кодом 6309, под который подпадает ношеная одежда. Это позволило зарубежным брендам подавать иски на магазины, продающие фирменные б/у вещи.
В числе последних громких дел - иск производителя джинсов Levi's к московскому секонд-хенду. Зарубежная компания потребовала от предпринимателя компенсацию в размере 200 тысяч рублей за незаконное использование товарного знака. В своем решении Арбитражный суд Москвы встал на сторону производителя, аргументировав позицию тем, что владелец винтажного магазина не смог доказать оригинальность вещей. Из-за этого в товаре усмотрели признаки контрафактной продукции. Сумму штрафа, конечно, уменьшили в десять раз, но осадок у бизнеса остался.
Именно эта оригинальность, по мнению юристов, является краеугольным камнем проблемы современных секонд-хендов. Ведь отследить всю цепочку поставок практически невозможно.
- Здесь все неоднозначно. В юриспруденции существует принцип так называемого исчерпания права. Если условная вещь уже была официально продана на территории ЕС, то производитель или владелец товарного знака больше не может предъявлять на нее какие-либо претензии, - прокомментировал руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин. - А теперь представьте, что этот ношеный пиджак затем сдают в европейский "секонд", который потом перепродает вещь третьим лицам, а они, в свою очередь, сбывают ее в Россию. Цепочка длинная и запутанная. Вряд ли вы найдете оригинальный чек на этот пиджак от его первого владельца. Если вещь еще и сохранилась в отличном состоянии, то вся эта история может стать предлогом для иска.
В итоге возникла дилемма - идти на осознанный риск или срезать бирки с фирменной одежды. Последнее, к слову, решит проблему с товарными знаками, но повлияет на итоговую стоимость вещи. Ведь многие клиенты "секондов" по-прежнему гонятся за лейблами.
Эксперты убеждены, что властям и судебным органам необходимо выработать единую позицию по вопросам ввоза на территорию страны данной группы товаров, подтверждению их статуса и решению возможных споров с правообладателями торговых марок. В противном случае существование легального бизнеса, который сегодня наращивает обороты, окажется под большим вопросом.