06.03.2024 20:42
Культура

Как Илья Репин Серова и Малявина учил, рассказывает необычный проект в "Новом Иерусалиме"

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №51 (9293)
Вихрь из анонимных цитат уносит в мастерскую Ильи Ефимовича: "Это не тот ли самый Репин, который написал "Бурлаков"? По-блогерски краткий указатель направляет: "Репин туда". Вот так иронично и как будто легкомысленно начинается выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников" в "Новом Иерусалиме". Это не спор с большим монографическим проектом Третьяковской галереи. Это новый ракурс, новый взгляд на автора "Бурлаков на Волге", "Ивана Грозного и сына его Ивана", "Не ждали". Шутка ли, у Репина, "главного кудесника, "первого богатыря", "высшего существа", как называл его Билибин, хотели учиться все: символист Сомов, экспрессионист Малявин, импрессионист Грабарь, бытописатель Кустодиев - все они ученики Ильи Ефимовича. Как учил Репин, чему он сам учился у своих подопечных, спорили ли они с мастером и остались ли верны ему в зрелости - об этом предлагает задуматься куратор выставки Ксения Новохатько. Кстати, в ее портфолио - еще один громкий блокбастер "Азбука шедевра", показанный на Истре два года назад, предлагавший зарифмовать самых, на первый взгляд, несочетаемых художников.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников"

Здесь почти нет хрестоматийных полотен: картины Репина и его учеников происходят в основном из запасников 20 музеев, в том числе региональных - из Казани, Новгорода, Ярославля, и четырех частных собраний. 10 эпизодов из жизни мастера в обрамлении воспоминаний учеников и друзей разрушают все возможные клише. Первое - внешность художника. Небольшого роста, худенький, с низким голосом - таким представал Репин перед своими учениками, приезжавшими со всех концов России и так надеявшимися увидеть высокого статного титана. "Совсем ярославский мужичок, себе на уме", - вспоминала Анна Остроумова-Лебедева, также посещавшая класс Ильи Ефимовича.

Отправная точка - осень 1894 года, когда Репин в свои пятьдесят возглавил персональную мастерскую в Академии художеств. С ним на тот момент уже случилось всё - и произведения, которые мы знаем наизусть, и развод с женой...

Небольшого роста, худенький, с низким голосом - таким представал Репин перед своими учениками, приезжавшими к нему со всей России

"Тело как тело", - не раз повторял художник, глубоко веривший в торжество реализма в живописи. Так же назван зал, укрытый персидским ковром, стилизованный под мастерскую. Он посвящен самому сложному в профессии художника - натурным классам, которые с приходом Репина в академию были перенесены из финала в самое начало обучения. Здесь абсолютно виртуозная "Натурщица" Бориса Кустодиева и совсем ученическая "Натурщица" Константина Сомова или "Натурщик" Серова, которого он написал в 17 лет.

Оценивая работы учеников, Репин был краток: "Голова мала", "Рука дана неверно". Как это исправить, почему неверно, мастер не объяснял, а еще не вмешивался в работу - своей рукой никогда ничего не поправлял, а требовал лишь одного - "учитесь у природы". Природой он называл все, что было нерукотворным, в том числе человека. Европейские учителя приучили Репина к постоянной работе на пленэре. И, как вспоминают современники, пленэром становилось все - визит в гости, театр, экипаж, конка, заседания академии. Репин с голыми пяточками, сидящий на камушке на берегу Финского залива со своим блокнотом, - это фото, напечатанное на ткани и увеличенное до размеров большого постера, открывает второй зал, посвященный быстрым этюдам, которые обычно незаслуженно не становятся самостоятельным объектом показа на выставках. Летние этюды - отличная тренировка наблюдательности, а еще в незаконченности этюда, непричесанности мысли молодых художников - повод для зрителя предугадать будущий талант. Совместный этюд Репина и Алексея Боголюбова из Пензенской галереи им. Савицкого - редкость, как и россыпь малоформатных пейзажей - "Архангельский порт" Серова, его же "Прудик. Абрамцево", или "Купальщицы" последнего ученика Репина Исаака Бродского.

Буквально со стены в зале Репина в Русском музее сняли для выставки "Портрет Софьи Михайловны Драгомировой". Рядом расположили ту же Софью Михайловну, только с другого ракурса, в исполнении Валентина Серова из собрания Музея изобразительных искусств Татарстана. Драгомирову оба портретировали одновременно. Репин выполнял заказ, а Серов заглянул в гости. Надо сказать, что Серов - первый и самый любимый ученик Репина, которому он давал уроки еще во время своей пенсионерской поездки. Серов портрет не закончил и оставил его в мастерской Репина. Спустя некоторое время Илья Ефимович в письмах признается Серову, что чуть подправил портрет. Обратных писем не сохранилось, но по ответам Репина можно проследить, что Серов был в ярости. Чтобы загладить вину, Репин даже предлагал отправить портрет Серову, чтобы тот его завершил. Но этого не случилось и оба портрета так и остались висеть в доме генерала Драгомирова.

Филипп Малявин и Илья Репин - еще один сюжет не из учебника. Первый прославился своими "красными бабами", а второй был единственным, кто защищал художника от нападок академиков. Придя в академию после иконописной мастерской Афонского монастыря, Малявин ничего не умел с точки зрения классической живописи, но быстро обогнал своих сокурсников. Сам Репин красный цвет не любил - и найти его можно только в заказных работах на революционную тематику. В "их" зале - те самые смеющиеся бабы и редкий "красный Репин".

Как и другие проекты "Нового Иерусалима", эта выставка - череда открытий. К примеру, натюрморт Ильи Ефимовича "Капуста" из собрания Третьяковской галереи: автор "Ивана Грозного" тщательно выписывает огородную капусту. Да, мастер Репин бывает и таким.

Лентулов, Грабарь, Булатов: Неизвестные работы известных мастеров показали в Зарядье
Живопись Московская область