"Выбить пробку" и устранить затор дорожникам и сотрудникам ГИБДД тогда удалось только через 17 часов. Ситуацию взял на контроль глава СК России Александр Бастрыкин: по его распоряжению следователи должны были провести проверку, выявить причину возникновения "ситуации, угрожающей жизни и здоровью водителей". Результаты проверки не оглашены до сих пор. И корреспонденты "Российской газеты" попытались сами выяснить, кто отвечает за своевременное устранение снежных заторов на трассах и можно ли избежать таких чрезвычайных ситуаций.
Вопрос важен не только с позиции безопасности, но и с точки зрения экономики. Только на финансирование компаний, обслуживающих участки федеральных трасс на территории Свердловской области, из бюджета выделено более 1,7 миллиарда рублей. Какие потери несут из-за простоев грузоперевозчики, и вовсе не считано.
Лучше не соваться
Предупреждение водителей "даже не суйтесь на трассу" разлетелось по соцсетям еще до того, как 26 декабря ГИБДД перекрыла 57-километровый участок Пермского тракта в районе Ревды. Но как не соваться, когда путь лежит в Екатеринбург и другой дороги на этом направлении нет? В снежный капкан, в частности, попала и машина "Российской газеты". После пяти часов стоянки среди застывших фур нам чудом, благодаря мастерству водителя и знанию местности, удалось вырваться из засады. Так что проблема прочувствована вполне и есть серьезный мотив докопаться до ее корня.
Зимние пробки на магистральных автодорогах - это не просто нервотрепка для водителей, огромный расход топлива, но и экономические потери. Так, после декабрьских снегопадов в магазинах Екатеринбурга оказались в дефиците некоторые продукты. И сразу две федеральные торговые сети, "Магнит" и Х5 Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель"), объясняли опустевшие полки, в частности задержки поставок охлажденной птицы, транспортными проблемами из-за погодных условий. А водители фур засыпали диспетчеров компаний фотоотчетами из пробок в доказательство своей невиновности в срыве поставок.
Тюменские логистические компании утверждают, что в период сильных снегопадов теряли до 20 процентов производительности, доставка товаров задерживалась на сутки-двое, из-за выставленных штрафных санкций увеличились затраты. Отраслевые онлайн-форумы захлестнула волна бурных обсуждений - предприниматели обменивались опытом, как юридически грамотно обойти претензии потребителей и не платить компенсации, связанные с задержкой доставки груза.
Сани летом
Впрочем, в компаниях, работающих на рынке давно, нас убеждали: несмотря на рекорды нынешней зимы, ситуация, к сожалению, не уникальна.
- На Урале перекрытие трасс зимой по погодным условиям - ежегодное и частое явление. В этом сезоне чаще других стоял Пермский тракт, но нередко перекрывают и дороги на Ижевск, Уфу, трассу М5. Поэтому мы заранее всегда прогнозируем снижение производительности транспорта в зимние месяцы как из-за пробок, так и по иным причинам (ниже скорость из-за гололеда, короче световой день и т. д.). Это отражено в зимних графиках доставки грузов. В случае перекрытия дороги мы в короткий срок уведомляем о задержках во избежание нарушения производственных циклов у клиентов, - пояснил "РГ" Олег Хаустов, генеральный директор уральской транспортной компании "Лорри".
Перевозчикам следует готовить к зиме не только технику, но и юридическое обоснование на случай форс-мажора, подтверждают эксперты: заранее предусматривать в договорах особенности работы в зимних условиях. Тогда разорительных штрафов можно будет избежать.
А вот добиться от дорожников компенсации ущерба из-за вынужденного простоя гораздо сложнее. В прошлом году после длительных дискуссий минтранс отказался вносить в правила проезда по платным дорогам пункт о выплате компенсации водителю за потерянное время из-за недостатка дорожного покрытия. То есть, угодив в снежную пробку даже на платном участке, потребовать от эксплуатирующей организации возмещения ущерба за некачественно оказанную услугу невозможно. Об обычных автотрассах и говорить нечего.
Узкое место
- Таких исков к дорожникам у нас не выставляют. Это пустая трата времени, - пояснил "РГ" юрист одной из крупных екатеринбургских транспортных компаний. - Конечно, существуют утвержденные нормативы по срокам и качеству уборки трасс. Но не включенному в процесс человеку сложно отследить, проверить и тем более доказать их невыполнение. Не случайно после каждого снежного коллапса сыплются рапорты о том, сколько техники было задействовано на очистке дорог. Много это или мало, вовремя или нет, оценить сложно. Поэтому чаще всего иски дорожникам предъявляют только после ДТП. Так, наша компания сумела отсудить 970 тысяч рублей у предприятия, обслуживающего одну из федеральных дорог (не на Урале). Доказательства некачественной работы дорожников были весомыми: фуру даже на скорости всего в 20 километров в час на скользкой дороге занесло, и она столкнулась с другой машиной.
Уборка снега жестко регламентирована, но подрядчики часто не выполняют всех требований, подтверждает Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Оказывается, по государственному стандарту Р-50597 на дорогах во время снегопада слой снега должен быть не более пяти сантиметров. "При превышении допустимой высоты уборочная техника должна начать работу непосредственно во время снегопада, чтобы не допустить образования наката и гололедицы".
Осуществлять контроль выполнения нормативов и регламентов на федеральных трассах в Свердловской области должен целый ряд структур: Уралуправтодор, компании, выигравшие тендеры на обслуживание дорог, уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД, отвечающая за безопасность движения. Оценку предновогоднего коллапса под Ревдой пока никто из них не дал. Молчат и правоохранительные органы. Как сообщили "РГ" в региональном СК, поручение разобраться в ситуации было передано в полицию "по месту дислокации пробки".
- А что вы хотите? На этом участке уже почти год идет капитальный ремонт, в том числе моста через Чусовую. Дорога и так сужена, а тогда был еще и снегопад. К тому же сложный въезд на гору Волчиха. В любой день и на ровном месте пробка может возникнуть, - обреченно объяснял нам на этом самом месте дислокации здешний гаишник.
К тому моменту после событий, привлекших внимание СК, прошло больше месяца, но у нас на глазах вновь до десятка фур выстроились в цепочку, чтобы дождаться возможности переехать по временному мосту через реку. Один неловкий занос - и цепочка намертво встала.
Не появилось за это время ни дополнительных карманов, куда могли бы свернуть машины, чтобы переждать сложный период или пропустить грейдеры, ни каких-то дополнительных вариантов объезда. Разве что есть теперь такое подспорье для водителей, как короба с песком: при скольжении можно взять лопату и подсыпать под колеса. Мера примитивная, но проверенная временем. Однако в целом складывается впечатление, что ситуация на трассе по-прежнему в основном зависит от погоды, терпения и мастерства водителей.
Между тем
Управление дорожного хозяйства Омской области оштрафовано на 100 тысяч рублей за недостаточную очистку дорог от снега на трассе Омск-Одесское-граница Республики Казахстан. А в Сызрани следственные органы возбудили уголовное дело в отношении компании по факту некачественной уборки от снега региональной трассы, в результате которой более 300 автомобилей оказались заблокированы в зимней пробке, - по ст. 238 УК РФ "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности".
По территории Свердловской области проходят 4 федеральные трассы. Тюменский тракт: в июне прошлого года конкурс на его содержание выиграл трест "Уралтрансспецстрой". Контракт заключен на сумму 850 миллионов рублей. Компания "Союз Автодор" получила контракты на обслуживание Пермского (414 миллионов) и Челябинского трактов (300 тысяч). Дорожное эксплуатационное предприятие № 33 отвечает за дорогу Екатеринбург-Шадринск-Курган (156 миллионов рублей).