В 2023 году в России было построено 288,7 тыс. кв. м торговых площадей, появилось 25 новых объектов, подсчитали в NF Group. Это минимальные за последние 20 лет объемы. В 2024 году показатель может вырасти более чем в два раза: анонсированный объем ввода составляет 24 ТЦ на порядка 562 тыс. кв. м арендопригодных торговых площадей. Более 40% объема придется на два ТЦ суперрегионального формата, однако в количественном выражении основная доля нового предложения (10 объектов) будет представлена микрорайонным форматом.
Наибольший объем новых торговых площадей придется на Екатеринбург. Ожидаемая положительная динамика в объеме открытий обусловлена в первую очередь реализацией перенесенных объектов с 2022 и 2023 года, а также площадями нескольких довольно крупных проектов в составе многофункциональных объектов и транспортно-пересадочных узлов, поясняет региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
С начала года посещаемость торговых центров в России несколько ниже аналогичных периодов прошлого года на 8-11%, прокомментировал данные вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. При этом ситуация по регионам неоднородна - лучше всего дела обстоят в Москве и Подмосковье, Центральном и Северо-Западном округах. "Полагаю, что это связано с общей ситуацией в стране, перераспределением туристических потоков, сложной обстановкой на приграничных территориях, но также и с кризисом формата классических торговых центров, которым необходима трансформация", - считает он.
Пока торговые центры продолжают свою работу, отмечает Люлин: за последний год существенно снизилась доля пустующих помещений, до 10% в среднем, в том числе за счет развития российского и турецкого ретейла.