Сначала напомню, что некоторые банки Турции, Китая и ОАЭ пошли на такие меры из-за опасений попасть под вторичные санкции ЕС И США. Но этого не произошло. Ограничения оказались не такими жесткими, чем ожидалось. И сами новости о проблемах с платежами переоценены.
Например, китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial оповестил своих клиентов о прекращении всех операций с российскими компаниями. Но его доля в общем объеме транзакций российского бизнеса с Китаем довольно несущественна. В основном, он специализировался на "серых" платежах.
К тому же важно понимать, когда обсуждается блокировка транзакций, речь идет о потоках в долларах. И Китай, будучи одним из основных торговых партнеров РФ, - единственная страна, с которой Россия научилась не просто торговать в собственной валюте, но и использовать ее для внешнего обмена. Фактически, такая возможность нивелирует эффект от ограничений и позволяет продолжать расчеты, но в национальной валюте.
Что касается ОАЭ, то банкинг в Эмиратах - история про индивидуальные отношения, индивидуальные платежи и индивидуальный подход к каждому клиенту. И это никак не про автоматизацию и одновременную обработку большого количества заявок, необходимую для работы с российским бизнесом. В итоге получается, что Россия для ОАЭ - не настолько большой рынок, чтобы подстраиваться под эти запросы и менять структуру работы. Поэтому такие проблемы с платежами не стоит считать критическими.
Ограничения турецких банков выглядят более существенно. Но сотрудничество с Москвой очень важно для Анкары, особенно в сфере туризма. Поэтому в Сети уже начинают обсуждать новые способы их обхода санкций.
США ставят под угрозу доллар
В целом все эти страны, вводящие ограничения, относительно спокойно относятся к санкционным историям, которые касаются их самих. Дело в том, что если США или ЕС введут слишком серьезные санкции относительно Китая и ОАЭ, то неудивительным станет появление новой системы банковских расчетов между перечисленными странами и Россией.
Уже давно ходят разговоры о том, что в рамках БРИКС может быть создан аналог SWIFT, который будет строиться либо на единой внутренней валюте, либо на сложной системе взаимного кредитования. Такое нововведение может ускорить процесс дедолларизации и негативно сказаться на положении США как эмитента доллара.
Американцы и европейцы также понимают, что возможность создания собственной системы в рамках БРИКС действительно есть, поэтому сильно угрожать Эмиратам, Китаю или даже Турции они не могут. Тем не менее ужесточение контроля за их отношениями с российской стороной точно будет, но его трудно назвать критичным.
Последствия для российского бизнеса
Сегодня новой волны ограничений фактически не наблюдается. Конечно, есть определенные точечные меры, но опасаться начала кризиса именно из-за ограничений на банковскую систему не стоит.
Банковский сектор является одним из немногих, который как раз работает слаженно. Поэтому вероятность, что произойдет тотальная блокировка платежей, является минимальной. По крайней мере, на фоне более глобальных рисков в виде запрета поставок.
Американцы и европейцы слишком сильно боятся перестараться в ограничениях против России, чтобы не спровоцировать переход Китая, ОАЭ, России и других стран БРИКС на действительно иные механизмы платежей.
Кроме того, если в 2022 году и стоял острый вопрос о том, как проводить международные платежи из России, то сегодня он уже не находится в повестке дня. Все участники рынка, которым необходимо было его решить, уже давно это сделали.
К примеру, прекрасно работают для таких целей армянские банки, и даже европейские финансовые организации принимают платежи - железного занавеса для транзакций из России нет.
В ближайшем будущем российский бизнес будет работать по уже налаженной схеме, и рисков, что ситуация ухудшится, не предвидится.