07.03.2024 08:03
Экономика

Эксперт Щербаченко спрогнозировал популярные направления франшиз в 2024 году

Текст:  Елена Манукиян
Наиболее популярными в этом году будут такие направления преимущественно национальных франшиз, как общепит, медицина, красота и здоровье, детские товары, отдых. Об этом рассказал "РГ" доцент Финансового университета при Правительстве Петр Щербаченко.
Читать на сайте RG.RU

Он подчеркнул, что франчайзинг в России становится все более популярным способом начать свой бизнес. Особенно часто россияне открывают франшизы в сферах быстрого питания, красоты и здоровья, образования, торговли и услуг. Это связано с тем, что в этих сферах высокий спрос на рынке и относительно невысокие входные барьеры.

Эксперт Большаков заявил о восстановлении рынка франчайзинга в России

По словам эксперта, оборот рынка франчайзинга в России по итогам 2023 года достиг 2,9 трлн рублей, что на 1,4% больше, чем годом ранее. Самые популярные франшизы в России - это пиццерия "Додо Пицца", диагностический центр "Инвитро", ювелирный ритейлер Sokolov, магазин продуктов "Пятерочка", сеть кофейн Cofix. При этом FMCG - ретейл вторая отрасль по значимости объему франшиз на российском рынке, доля которой составляет 14,9%.

По итогам 2022 года, обратил внимание Щербаченко, объем рынка франчайзинга в России составил 2,397 трлн рублей, что на 22,3% выше показателей 2021 года.

Он пояснил, что франшиза в сложные периоды в экономике становится более надежным инструментом, чем самостоятельный бизнес. "Если франчайзер смог устоять в кризис, не закрыл свой бизнес и продолжает наращивать сеть, то он может передать свой опыт выживания своим партнерам. Франчайзинг в целом останется востребованным в новых экономических условиях", - подчеркнул эксперт.

Между тем, франчайзинг бывает прямой и обратный. Прямой - классическая схема, где франчайзи получает право на использование бренда, но сам управляет бизнесом. Он платит роялти, около 10% от оборота и зарабатывает на коммерческой марже. Обратный франчайзинг - редкая схема, где франчайзи берет товары у франчайзера на реализацию, а франчайзер управляет стратегией и ценовой политикой. Доход франчайзи получает за счет агентского вознаграждение.

Малый бизнес