09.03.2024 12:43
Культура

Тюменский театр обратился к творческому наследию драматурга Теннеси Уильямса

Текст:  Ирина Никитина
Тюменский театр показал премьеру по мотивам произведений Теннеси Уильямса на площадке, которая открылась после ремонта.
/ Павла Анущенко
Читать на сайте RG.RU

Мало какая провинциальная иль столичная сцена не использует весну, как радостный повод подарить зрителям нежную, местами наивную премьеру - чтоб тот любовался кумирами налегке. Вот и молодежный театр "Ангажемент" от него не отказался, тем более что к началу робкой капели и Международному женскому дню созрела еще одна уважительная причина - открытие фойе и залов после ремонта. Финал перестройки и новинка "Время любить" - культурный дуплет. После затяжных месяцев снежных бурь-метелей, свинцового неба и тяжелых шуб с сапогами-гирями все "новомартовское" воспринимается на веру.

/ Павла Анущенко

Изменившийся внутри "Ангажемент" надо определенно увидеть: он ушел от оформительской пестроты и, как кто-то заметил, вместе с красками будто потерял душу нараспашку, сумасшедшинку, хипповость, но по мне стал светлым и пространственно объемным, оттого - торжественным. В общем, стильным. Все-таки пора взрослеть: в этом году коллектив отмечает 30-летие. Двухчасовая история "Время любить" по мотивам произведений Теннеси Уильямса ("фундамент" - поздняя пьеса "Прекрасное воскресенье для пикника", сверху, как "этажи", - настроения других работ драматурга) от петербургского режиссера Олега Куликова - тоже своеобразное обновление репертуара. Конец зимы, пробуждение чувств, поиски счастья - какой же сладкий коктейль нам уготован.

Весенние премьеры и просто премьеры, где играют одни лишь актрисы, - прием не новый, но и не надоевший. Всегда интересно наблюдать, как дамы разграничивают туфельками сцену, как существуют, как помогают друг другу или наоборот. Женский ансамбль - это мощная сила, уж поверьте. В комедии с ароматом заграничного парфюма команда сложилась. Доротея (Наталья Караганова), Боди (Надежда Емельянова), Элина (Екатерина Захарова), Мисс Софи Глюк (Людмила Петрушева) и Лаура (Екатерина Зорина) - разношерстная группировочка буквально в четырех стенах убитой квартиры где-то на задворках городка. Дотти и Боди делят жилье, потому что так дешевле. Мисс Глюк, сумасшедшая "почти старуха", - их соседка, оставшаяся без матери. Ну а Лаура - нечто мифическое: то ли дух, то ли домовенок, может, и служанка-помощница. Элина - возможно, будущая соседка Дотти, зовет ее в фешенебельный район, просит чек на кругленькую сумму - делить модные апартаменты на двоих, как и захолустную дыру, тоже проще.

При своей отрешенности и невзрачности, в какие бы наряды не облачалась, преподавательница по гражданскому праву Дотти довольно популярна в тусовке на каблуках: с ней, а также с ее накоплениями, хотят приятельствовать абсолютно все. Кого же выбрать? Боди пытается свести подругу со своим братцем Бади, чем очень достает. В новой квартире с Элиной будет шанс приглашать в нестыдные условия директора колледжа Ральфа Эллиса, в которого Доротея безответно влюблена. Но ведь и вертлявая Элина не меньше напрягает: у той в глазах - суммы с множеством нулей, разговоры только о деньгах. Два с лишним часа дамы с некоторым жизненным опытом делят друг друга, будто девчонки в песочнице детского сада, кричат, перебивают, просят выслушать и не слушают… А ведь в ролях и масках - главарь или ведомый - мы утверждаемся как раз в пять-шесть лет от роду и соответствуем до самого конца.

Тюменский художник встретил весну персональной выставкой

При такой оценке деятельных характеров может показаться, что спектакль суетлив, в нем много планов, смен декораций (кстати, квартирка Дотти и Боди, придуманная художником Алексеем Паненковым, неплоха, ведь к лучшему мы и не привыкли, - маленькая, миленькая, как шкатулочка в темных тонах, а музыкальный фон от Романа Зорина - ностальгия по черно-белым голливудским кинолентам). Но нет: оба действия - фактически про один долгий-предолгий день, когда Доротея должна выбрать, "против кого дружить, с кем играть". Динамичность ему придают лишь диалоги, в которых Теннеси Уильямс был блистательным мастером. При населении спектакля пятью яркими героинями, есть и явный солист. И это вовсе не влюбленная Доротея Натальи Карагановой, как могло подуматься вначале, а Надежда Емельянова, играющая слегка тугоухую Боди с цветком в волосах, в сарафане гувернанточки. Зацепившись за ее образ в первые минуты, продолжаешь наблюдать до поклона. Надя, мастер экспромтов, прима всевозможных шоу, здесь чрезвычайно харизматична и страстна в желании "причинить добро" окружающим, не лишена искрометного юмора и обаяния.

/ Павла Анущенко

"Время любить" - стопроцентно про любовь в том или ином виде, думает зритель, устраиваясь в кресле с бордовой обивкой. Это штамп, фантик. Отметешь сцены про влюбленность в Раффи, про мечты о поездке на озеро с корзиной для пикника, про чековую книжку, а под ними - глубокое одиночество. Все героини (как и мы с вами), даже того не сознавая, бегут от единственной кружки на столе, зубной щетки в стакане, пары обуви на входном коврике. Может, страдание от безответной любви всяко лучше сухого червивого одиночества? Какие могут быть в однобокости эмоции? Да никаких! А страдания делают жизнь будто осмысленней.

Драматический театр Музыкальный театр Тюмень