"Навык использования ИИ-технологий становится все более значимым в самых разных профессиях и сферах деятельности", - говорит Александр Кобозев, директор направления Data Fusion Лиги Цифровой Экономики. В ближайшие пять лет почти четверть профессий может измениться, считает Вероника Еликова, директор департамента по управлению талантами Группы "Иннотех". Это будет связано в том числе с дальнейшим проникновением технологии в повседневную жизнь.
Внедрение ИИ в профессиональную жизнь многих сотрудников поддержано на государственном уровне. Поручение проанализировать потребности работодателей в сотрудниках, обладающих новыми навыками и компетенциями, и по итогам этого анализа внести изменения в профессиональные стандарты и в государственные образовательные стандарты дал президент РФ 17 февраля. К 2030 году планируется, что до 80% сотрудников российских компаний будут владеть навыками использования технологий ИИ.
Сейчас эти технологии внедряются в те сферы, которые традиционно были консервативны в плане технологических изменений, отмечает Александр Кобозев. Это стало актуально для сферы образования, где искусственный интеллект помогает персонализировать обучение и создавать образовательный контент, поясняет он. Благодаря ИИ меняется работа маркетологов. Для них стали доступны новые инструменты, такие как персонализированные рекомендации. Эффективный и невиданный прежде инструментарий получили представители креативных и творческих профессий: дизайнеры, искусствоведы, писатели, художники, перечисляет Александр Кобозев. "Во многих странах ИИ включен в клинические стандарты для диагностических и лечебных манипуляций", - отмечает Игорь Азнаурян, профессор, научный руководитель платформы "Онлайн Око". В некоторых российских клиниках искусственный интеллект используется в диагностике рентгенографических снимков. Около 95% из них показывает отсутствие патологий. "Когда врач постоянно работает с нормой, он может пропустить снимок с патологией", - пояснил эксперт.
Сотрудники, которые раньше не работали с ИИ, вынуждены осваивать новые для себя навыки. "Не случайно многие компании покупают для своих сотрудников курсы по ChatGPT, написанию промтов", - говорит Ольга Дудниченко, директор по коммуникациям платформы корпоративного благополучия "Понимаю". В ближайшее время умение пользоваться технологиями на основе ИИ станет одним из обязательных навыков при приеме на работу, считает она.
При этом на российском рынке труда пока нет конфликта интересов - роботы не отбирают работу у людей. Технологии ИИ внедряются именно в те сферы, в которых присутствует максимальный дефицит кадров. Среди них, к примеру, логистика, которая входит в топ-5 по нехватке персонала. Стремительное развитие интернет-торговли также привело к взрывному спросу на сотрудников.
Большое количество сборщиков, сортировщиков и упаковщиков обрабатывают заказы. Роботизация и внедрение ИИ на складах позволяет не бегать в поисках нужных товаров. Их поиском и доставкой сборщику занимаются роботы, оснащенные ИИ.
В промышленности потребность в кадрах составит 870 тыс. человек, сообщил ранее замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных. Здесь ИИ используется для автоматизации производственных процессов, контроля качества. И, конечно, за счет этого сокращает нехватку рабочих. Более 200 тысяч человек не хватает сельскому хозяйству. Здесь ИИ ведет мониторинг выращивания растений, управляет беспилотной техникой.
В интеллектуальных профессиях технологии ИИ, пожалуй, больше других освоили рекрутеры. До 40% кадровых агентств пробовали или применяют ИИ. Применение GPT повышает эффективность на всех этапах рекрутмента - от подготовки описаний вакансий до поддержки принятия решения о найме, говорит Максим Никифоров, эксперт по управлению проектами и развитию продуктов, цифровизации и построению бизнес-процессов TOPPERFORMER. Однако внедрение ИИ в этой сфере Владислав Быханов, управляющий партнер CORNERSTONE, назвал битвой брони и пули. Компании ленятся писать вакансии сами, отдают эти функции нейросети. А на атаки кандидатов устанавливают голосовых помощников, в итоге не получают результата. Многие рекрутеры пробовали использовать инструменты нейросети, и только малая часть из них продолжает регулярно делать это.
Правовой статус ИИ на данный момент в России не определен, отмечает Владислав Быханов. "Он не может быть субъектом процесса рекрутмента, нести ответственность", - говорит он. И этот вопрос беспокоит все большее число пользователей ИИ. К примеру, врач, который проводил операцию с использованием оборудования, оснащенного ИИ, не может возложить ответственность на его разработчиков. Пока окончательное решение принимает человек, он и несет ответственность. Но уже к 2075 году мыслительные процессы роботов и людей нельзя будет отличить, считают эксперты ВШЭ и рекомендуют принять меры, которые будут реакцией на вред, причиненный ИИ.
Эта работа уже ведется. В декабре на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности был одобрен закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций", разработанный минэкономразвития. Для урегулирования ситуаций, когда действия ИИ причинили вред, будет создана специальная комиссия с участием регуляторов. Воспользоваться этим механизмом смогут участники экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций (так называемых цифровых песочниц), которые будут страховать ответственность за негативные последствия применения ИИ.
Очевидно, что предложенные меры не закрывают все правовые аспекты использования ИИ. С каждым годом конфликтных ситуаций будет все больше. Причем они будут разного спектра: от аварий с участием беспилотного транспорта до нарушений авторских прав GPT ботами.
Актеры индустрии видеоигр в США могут устроить забастовку в знак протеста против растущего использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) при разработке игровых продуктов. Как рассказал журналистам представитель актерского профсоюза (SAG-AFTRA) Дункан Крэбтри-Айрлэнд, переговоры с создателями игр на этот счет зашли в тупик, поэтому возросла вероятность забастовки актеров в ближайшие 4-6 недель. Если дойдет до стачки, то это может притормозить многие крупные проекты таких гигантов индустрии видеоигр, как Activision, EA, Insomniac Games, Warner Bros. Games.
Члены профсоюза подавляющим большинством проголосовали за проведение забастовки еще в сентябре прошлого года, когда крупнейшие за десятилетия стачки устраивали в Голливуде их коллеги по киноиндустрии (актеры, продюсеры, сценаристы). В обоих случаях одной из ключевых проблем стало растущее использование генеративных нейросетей, в том числе обученных на творчестве, голосах или образах реальных актеров, продюсеров и сценаристов. Это грозило лишить представителей творческих профессий значительной части заработков.
Однако тогда руководство SAG-AFTRA решило не начинать стачку и попыталось договориться с разработчиками видеоигр об условиях труда актеров с тем, чтобы решить проблему их незащищенности от ИИ-технологий. В профсоюзе настаивают, что внедрение нейросетей должно вестись "для увеличения производства и быть человекоцентричным, а не вести к замене человека". В частности, обучение генеративных нейросетей по голосу, внешнему виду или иным результатам работы актеров предлагается разрешить только с их согласия и при условии выплаты им денежной компенсации. Несколько небольших компаний уже заключили соглашения такого рода с SAG-AFTRA. Например, представители профсоюза подписали договор со студией Replica, которая специализируется на использовании ИИ для озвучки видеоигр. Соглашение предусматривает лицензированное использование цифровых копий голосов актеров. Однако, как утверждают в SAG-AFTRA, крупные разработчики видеоигр пока не хотят на это соглашаться.
В прошлом году гильдии актеров и сценаристов Голливуда провели многомесячные забастовки, добиваясь новых условий работы от киностудий, что привело к заморозке многих проектов и многомиллиардным убыткам. Однако в конечном итоге были согласованы новые контракты, которые наложили ограничения на использование ИИ-технологий на американской "фабрике грез". Общий смысл нововведений в том, что киностудии не должны получать экономической выгоды от замены людей нейросетями.
Это касается, например, написания сценариев или обработки видео и звука с использованием цифровых копий реальных актеров. По новым контрактам каждое такое использование теперь подразумевает запрос на согласие автора или актера, а также гонорары для них.
А для борьбы с дипфейками в SAG-AFTRA призывают Конгресс США принять закон, который дал бы людям право контролировать цифровое использование их имени и облика.
Подготовил Игорь Дунаевский