Однако, как только начинаешь продумывать, что нужно детям рассказывать, с какого возраста и какие именно финансовые навыки формировать, вопросов становится больше, чем ответов.
Управление личными финансами на элементарном уровне - дело сравнительно несложное.
Во-первых, к денежной стороне жизни нужно относиться серьезно и внимательно. Доходы и расходы следует считать регулярно, на ежедневной основе, и укладываться в свой бюджет.
Во-вторых, важнейший момент - умение откладывать и сберегать деньги (откладывать нужно минимум 25 процентов всех поступлений). Финансовой подушки безопасности должно хватать на год спокойной комфортной жизни (не на три месяца, не на шесть - нужно 12 месячных бюджетов). А вот потребительские кредиты - это зло, микрокредиты - это безумие.
И в-третьих, хорошие кредиты - это льготный образовательный кредит и ипотека по разумной ставке на свою первую квартиру. Об инвестициях можно думать только после того, как финансовая подушка безопасности собрана и надежно сохраняется, своя первая квартира в собственности. Следует планировать и распределять не только ежемесячные доходы и расходы, но и ежегодные.
Надо сказать, что далеко не все взрослые это понимают, а из тех, кто понимает, далеко не все делают. Из множества книг о личных финансах можно отметить две. Это "Мани, или Азбука денег" Бодо Шефера и "Финдрайв" Глеба Архангельского и Ольги Стрелковой. Первая написана для детей, вторая - для разумных и ответственных взрослых людей. Обе можно давать читать даже искушенным предпринимателям.
Что из основных постулатов можно дать детям в школе?
Речь идее о финансовом ликбезе для подростков-старшеклассников. В возрасте 14-17 лет уже надо осваивать базовые финансовые навыки на своих собственных деньгах, а не на фишках из "Монополии" или примерах из школьной программы по литературе.
Кстати, один из важнейших финансовых навыков - никогда и нигде в общении с любыми людьми, кроме доверенного банковского сотрудника или личного финансового консультанта, не разглашать свои доходы, расходы и прочие денежные KPI. Тут было бы здорово, если бы школы дали возможность старшеклассникам заработать те деньги, с которыми они будут работать на уроках.
Следует дать подросткам внятную картину востребованности и невостребованности профессий. Объяснить, на какие деньги они могут рассчитывать после получения диплома в тех или иных вузах. Такого рода честную профориентацию даже в вузах никто пока не дает.
Нужно обязательно объяснить концепцию предпринимательского дохода и заработка в найме, структуру государственных налогов и сборов, возможность получать льготы и субсидии для молодежи. Но вот кто из школьных преподавателей готов это делать?
Хорошим компромиссом может быть подготовка глубокого реалистичного и увлекательного видеокурса лучшими специалистами-практиками в данной сфере. Не помешает и комплект методических пособий.