Аналитики выделили восемь групп глобальных вызовов, над преодолением которых предстоит работать.
С чем придется столкнуться
Во-первых, это климатические вызовы. "Затопление и заболачивание огромных территорий, опустынивание - нарастающие реальные угрозы, которые существуют уже сейчас, - говорится в докладе. - Это потребует огромных денег, новых крупномасштабных госпрограмм".
Вторая группа вызовов - экологические (это не только загрязнения воды и воздуха - например, снижается качество продуктов). Важна и третья группа - биологические вызовы. Раньше проекты "санитарных щитов" финансировались по остаточному принципу, но сегодня это один из приоритетов. "Абсолютно здоровых людей, как говорят сегодня медики, уже осталось меньше 5%. Государству придется заниматься генофондом всерьез", - считают эксперты.
Четвертая группа - демографические вызовы (это всемирный тренд, который резко ускорился в последние несколько лет). Государству, считают в ФоРГО, предстоит внимательнее заниматься программами, связанными с защитой детства, и гораздо больше средств тратить на пенсии, потому что продолжительность жизни растет, в то время как рождаемость падает.
Пятая группа - культурные вызовы, и шестая - трудовые. "Какая-то часть рабочих мест, конечно, будет вытеснена, - пояснили исследователи. - Это не страшно. Страшно то, что обещания государства обеспечить быструю смену профессии, навыков, переобучения, сложно выполнимы". Далее, вызовом является изменение характера труда от постоянного найма - к временной работе. "Очевидно, что государству придется ввести базовый доход, и лучше раньше, чем позже", - говорится в докладе.
Цифровые вызовы - седьмая категория. Проблемы информационной безопасности во всех сферах, включая финансовую, будут только расти, отмечают эксперты.
И, наконец, космические вызовы. "Со временем это станет условием способности государства обеспечивать жизнь и безопасность своих граждан, где бы они ни находились, - предупредили аналитики. - Государство, которое не обеспечит свою долю на эксплуатацию космоса и его ресурсов, обречено на медленную смерть".
По мере развития общества не исключено и появление новых групп вызовов, которые, говорится в докладе, могут оказаться куда более опасными, чем те, которые мы уже видим сейчас.
Анализ устойчивости
"Только сильные государства смогут найти ресурсы на такую "круговую оборону". Очевидно, что сильных государств будет немного и, несомненно, Россия будет в их числе, - сделан вывод в докладе. - Остальные не смогут защитить своих граждан и предпочтут вступить в тесный блок с более могущественными державами".
Авторы исследования провели анализ практик с 2000 года и сделали вывод, что сформированный задел устойчивости позволяет с высокой долей вероятности говорить о том, что государство имеет потенциал долгосрочного и эффективного функционирования. Еще один вывод - существующая экономическая модель позволяет эффективного удовлетворять запросы граждан и обеспечивать нормальное функционирование государства. "Экономика показала необходимый запас прочности, способность сокращать потери на преодоления кризисов различного происхождения и демонстрирует устойчивый рост", - напомнили эксперты.
Они проследили динамику изменения запросов населения. Так, если в конце девяностых - начале двухтысячных маркерами времени были требования остановить террористическую угрозу и преступность, обнищание населения, засилье олигархов и разгул чиновничества, то постепенно акценты существенно изменились и сейчас, наряду с традиционными запросами, присутствует основной тренд на более гуманитарные составляющие - комфортная жизнь, удобство, духовность, гордость за страну. "Изменение структуры запросов само по себе свидетельствует, о существенной стабилизации общества", - сделан вывод.
Этапы трансформации
В докладе подробно показана этапность формирования современной системы государственной власти, социальной и экономический сферы, политического и общественного устройства и отношений, проанализирован потенциал устойчивости государственной модели. В докладе представлены три этапа трансформации политической системы. Так, на первом этапе (2000-2004 годов) работа шла на усиление присутствия федерального центра в регионах. Заметными вехами признаются наделение президента правом отрешать глав, их "удаление" из Совета Федерации, федерализация органов внутренних дел.
Следующий этап, пришедшийся на 2004-2012 гг., ознаменовали временная отмена прямых выборов губернаторов и упрощение процедуры их отрешения. "Проект вертикали исполнительной власти превращался в реальность. Была произведена значительная ротация губернаторского корпуса", - напоминают авторы.
Запуская в 2012 году третий этап трансформации, центр счел возможным восстановить прямые губернаторские выборы (в большинстве регионов), вернуть главам прежнюю степень легитимности ради повышения их авторитета и, соответственно, качества управления. К тому времени федеральное руководство уже достигло эффективного контроля над территориями.
В 2017-2018 гг. был отлажен механизм отбора и обучения кадрового резерва через конкурс "Лидеры России" и "школу губернаторов". Состоялась еще одна масштабная ротация губернаторского корпуса, в ходе которой в регионы целенаправленно делегировали значительное количество управленцев с опытом работы в федеральных органах власти.
Еще одним важнейшим достижением стала успешная интеграция воссоединенных с Россией Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
В РФ удалось создать смысловую платформу, на которой могли объединиться люди с разными воззрениями на советский, досоветский и постсоветский периоды российской истории. "Уменьшение внутренней политической конкуренции за счет тех или иных политических операций явилось гарантией антихрупкости системы, предохранения ее от различных внешних и внутренних вызовов", - заявили авторы.