Сейчас рынок труда характеризуется рекордно низким уровнем безработицы (по данным Росстата - 2,9%), и строительная отрасль входит в топ-5 отраслей с самым высоким кадровым дефицитом, говорит президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Число вакансий на стройках по сравнению с 2022 годом выросло на 31%. По данным HeadHunter, в числе требующихся специалистов лидируют бетонщики, арматурщики и монолитчики (40%), за ними следуют специалисты по отделочным работам (20%), сварщики и каменщики (по 12%), дорожные рабочие (5%). И даже подсобные рабочие на данный момент являются дефицитными.
По данным минстроя, в строительстве, ЖКХ и смежных отраслях сейчас занято 12 млн человек. При этом на портале "Работа в России" размещено 185 472 вакансии в строительной отрасли. До 2030 года в отрасль планируется привлечь до 400 тыс. человек, отметили в пресс-службе ведомства.
В 2023 году российские компании разместили в три раза больше вакансий для строителей, чем в 2022-м, говорит директор Международного союза строителей и промышленников (МССП) Илья Токарев. Одной из причин возникшего дефицита он считает запуск крупных дорожных и инфраструктурных проектов, на которые государство до 2027 года планирует направить более 13 трлн руб. "Наибольший скачок спроса на работников отмечается сейчас в Казани и Уфе - вакансий стало больше в четыре раза на фоне планов модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в частности, трассы "Казань - Екатеринбург" и автомагистрали М-12 "Москва - Нижний Новгород - Казань", - отмечает он. Большое число рабочих и специалистов требуется на проекты по модернизации БАМа, Транссиба и масштабных строительных объектов на Дальнем Востоке. Расширение географии также осложняет набор сотрудников, люди неохотно едут на строительство инфраструктурных объектов, считает Борис Правилов, управляющий директор Национальной транспортной ассоциации.
Кадровый голод усиливается и из-за оттока мигрантов. До пандемии в строительной сфере работало 30% всех иностранных работников. Сейчас поток мигрантов в целом сократился, констатирует Юлия Флоринская, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС. Сегодня приезжающие в Россию на заработки иностранцы неохотно идут работать на стройку. Мигранты востребованы как курьеры, курьеры-водители, складские работники. В этих сферах высокие зарплаты. Доход курьеров в 2024 году превысил 110 тыс. руб. в месяц, по данным hh.ru. Водители-курьеры являются одними из высокооплачиваемых неквалифицированных сотрудников, их доход составляет около 200 тыс. руб. в месяц.
Застройщикам ради заполнения вакансий приходится повышать зарплаты. "Мы стараемся нивелировать дефицит рабочих за счет привлечения как наших специалистов, так и граждан ближнего зарубежья. Главным инструментом являются повышенные расценки на различные виды строительных работ", - говорит первый замгендиректора ГК "Жилой Квартал" Виген Азизян. В условиях дефицитного рынка труда строительные компании начинают искать специалистов за пределами страны, рассказывает HR-менеджер ГК "Монолит" Анна Яковлева. Потребность в большом числе рабочих и квалифицированных специалистов в отрасли связана, прежде всего, с увеличением объемов строительства - не только жилья, но и метро, дорог, отмечает вице-президент ГК "Страна Девелопмент" Александр Гуторов. Привлечь работников позволяет не только конкурентный уровень зарплаты, но и отлаженные "карьерные лифты" внутри компании, отмечает он.
Кроме того, многие крупные компании всерьез занялись обучением - запускают курсы, берут студентов на стажировку, оплачивают целевое обучение. "Около трети студентов, которых мы приглашали на длительную - от трех месяцев - оплачиваемую стажировку, стали нашими сотрудниками", - рассказывает директор по управлению персоналом "Главстрой Санкт-Петербург" Анна Лях.
В России существует 1260 колледжей, которые ежегодно готовят порядка 45 тыс. выпускников по строительным специальностям, говорит Глушков. Но только 49% из них начинают работать по специальности, и только порядка 20% задерживаются в отрасли более чем на три года. Нужно увеличивать контрольные цифры приема в колледжи и расширять применение целевого обучения, считает Глушков.
Для решения кадрового вопроса организуются профориентационные мероприятия, реализуется проект по подготовке специалистов рабочих специальностей, по переподготовке специалистов в соответствии с запросом работодателей, рассказали в пресс-службе минстроя. Для популяризации профессии строителя проводятся конкурсы и масштабные форумы, богатые не только насыщенной деловой, но и соревновательной программами (например, в этом году в четвертый раз пройдет Международный строительный чемпионат, который за предыдущие годы посетили около 24 тыс. человек).
Говоря о проблеме кадрового дефицита, нужно разделять меры поддержки на краткосрочные и долгосрочные, говорит председатель совета директоров ГК "ПРАЙМКЕЙ", член генсовета "Деловой России" Олег Малахов. "Под краткосрочными мы подразумеваем предоставление проектным организациям и инжиниринговым компаниям льгот по НДС, аналогичных IT-компаниям. Под долгосрочными - работу с молодым поколением", - поясняет он. Молодые люди все больше делают выбор в пользу технического образования, говорит он, но ощущается и существенный дефицит управленческих кадров. Это проблема недостаточной вовлеченности бизнеса в подготовку таких кадров. Один из выходов - работа компаний с учебными заведениями по подготовке студентов, корректировке программ. Однако это игра "вдолгую", отмечает Малахов, результат будет через три-семь лет. "Многие руководители не готовы ждать так долго, используют хантинг сотрудников, что, в свою очередь, порождает рост зарплат", - говорит он.
Решать проблему привлечения кадров частично удается за счет повышения окладов темпами, опережающими инфляцию, говорит Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development. Постепенно престиж рабочих специальностей повышается, отмечает он. Власти совершенствуют материально-техническую базу профильных учебных заведений, проводят профессиональные конкурсы, что ведет к росту числа квалифицированных кадров.
Строители всегда, в том числе и в советское время, были в дефиците, подчеркивает научный руководитель НИИ СМиТ НИУ МГСУ Андрей Пустовгар. Тогда проблема отчасти решилась переходом на панельное домостроение - собственно, на стройплощадке при этом требуется гораздо меньше работников, чем, например, при укладке кирпичных стен. Строительство из готовых панелей требовало меньше усилий и рабочих рук при отделке жилья - можно было сразу клеить обои, без оштукатуривания и выравнивания стен.
Сейчас уровень жизни вырос, а условия работы на стройках (в отличие от машиностроения, пищевой, электронной промышленности и других сфер) не поменялись, отмечает Пустовгар. Люди так же круглый год находятся на улице, в не слишком комфортных условиях, и профессия считается непрестижной. В то же время между странами уже идет конкуренция за мигрантов, которые выбирают, куда им выгоднее поехать на работу, это ведет к росту зарплат и отражается на стоимости строительства.
В развитых странах все активнее используются механизированные технологии строительства, аддитивные технологии (использование 3D-принтеров), в том числе потому, что это уже стало выгоднее, чем оплата труда рабочих, считает эксперт. В России похожая ситуация была в производстве стройматериалов, отмечает Пустовгар: высокие затраты на оформление мигрантов, оплату патентов привели к тому, что сейчас большинство предприятий отрасли почти полностью автоматизированы. Ранее рабочие бросали цемент лопатами, сейчас, сидя в чистом помещении, процессом управляет один оператор. То же произойдет в строительстве, если стоимость рабочей силы и дефицит рабочих будут зашкаливать, считает Пустовгар.