По вашим биографическим книгам об Исааке и Максиме Дунаевских ставили спектакль "Красный Моцарт" во МХАТе им. Горького. У Олега Табакова в МХТ им. Чехова выходили спектакли про Моцарта. Как появился нынешний проект - и почему вашей героиней стала теперь Людмила Зыкина?
Дмитрий Минчёнок: Для кино я написал сценарий о жизни Людмилы Зыкиной - по моей пьесе "Исповедь коренной москвички", которую посвятил моим родителям. Мой папа, Анатолий Васильевич, чудом выжил в трудовом лагере смерти концлагеря Маутхаузен, куда был угнан из Витебска ребенком со своей мамой - моей бабушкой Евгений Дмитриевной. Детство его - с 3 до 5 лет - прошло за колючей проволокой. Три года в аду, чудом остались живы. Мне хотелось рассказать о том, что он пережил, как сумел подружиться с овчаркой в лагере смерти и как потом ему возвращали ощущение радости жизни песни Руслановой и Зыкиной. Сейчас пишу книгу об этом для издательства Елены Шубиной.
Спектакль не появился бы без дирижера Дмитрия Дмитриенко, который возглавляет ансамбль "Россия". Звучание его оркестра - это не преувеличение - абсолютно уникально. Это нас и связало. Для меня песня Лидии Руслановой "Меж высоких хлебов затерялося" была компасом. Мне хотелось передать ту мощь, которая переполняет душу, когда слушаешь настоящую русскую песню. Собственно, это стало мостом к Зыкиной. Дмитрию понравилась сама идея пьесы, где главная героиня Зыкина как человек. Сегодня многим молодым людям, возможно, ничего не известно о ней, кроме каких-то историй про ее бриллианты. А в моей пьесе про нее есть все кроме бриллиантов - потому что бриллиант она сама.
Вы писатель, но сами уже не первый раз выходите на сцену - для чего это вам?
Дмитрий Минчёнок: Я по духу рассказчик. Причем - импровизатор. Сюжеты приходят сами, стоит только подняться на сцену. Помните, как у Михаила Швейцера в экранизации пушкинских "Маленьких трагедий" - к герою Тараторкина приходит персонаж Юрского, который открывает рот, а из него льются стихи. Вот что-то схожее, видимо, происходит на сцене со мной. Главное - сюжетная интрига. Сюжет пьесы про Зыкину я набросал за пять часов. Потом дорабатывал месяц. Это, конечно, не сказочная машина, это такая отдача зрителю - слова, из которых ткутся смыслы, рождаются будто сами собой.
Довольны тем, какой в Театре Гоголя получилась "Зыкина"?
Дмитрий Минчёнок: Людмила Георгиевна в спектакле показана глазами людей, которые ее окружали: друзей, коллег, ближайшей подруги детства Елены Владимировны Лосевой, которая рассказывает о Канатчиковой Даче, где в лечебнице Кащенко работала санитаркой ее мама. Глазами тех, кто сопровождал ее на гастролях в США, даже на ее встрече в ресторане с "Битлз". В финале спектакля звучит прощальное письмо Людмилы Георгиевны как обращение к потомкам, нам сегодняшним.
Смогли ее песни сделать кого-то счастливыми, помогли кому-то, может, даже вдохновили на подвиг? Слава проходит - что потом? Что остается? Что значит - "быть притчей на устах у всех"? Это заботит каждого творца.
На премьере в Театре Гоголя был аншлаг, 600 зрителей в зале. Неподражаемая Нина Шацкая. А как звучал ансамбль! Лауреат международных конкурсов Алексей Абраменко исполнил на гуслях аранжировку русской народной песни "Тонкая рябина". В финале он взял паузу секунд на семь - и зал взрывался. А "чемпион мира по баяну" Олжас Нурланов сводил с ума "Полькой" Виктора Гридина - похлеще любого хэви-метал.
Не могу не сказать слов благодарности: спектакль не состоялся бы без продюсера Наны Куликовой и АНО "Творческие инициативы", мы получили грант мэра Москвы. Летом должны показать его на "Славянском базаре", есть приглашения на ряд международных фестивалей, надеемся показать его китайцам...
То есть забот и планов на весь год хватает?
Дмитрий Минчёнок: Буквально только что в Театре Российской Армии моя пьеса по повести Бориса Васильева "Жила-была Клавочка" победила в лаборатории "фронтовой прозы", задуманной и воплощенной замдиректора театра Миленой Авимской. Это совершенно неожиданное прочтение истории подвига в послевоенном СССР. Для меня она очень личная, посвящена памяти моей жены Оли Дубинской, которой Борис Львович Васильев сорок лет назад читал "Клавочку". Они были соседями по лестничной площадке - и судьба Оли чем-то похожа на судьбу героини повести. Скоро премьера. Кстати, напомню: в Театре Армии уже три года идет мой спектакль "Баба голубиная".
Есть планы по спектаклям с тульским Театром драмы. В апреле играю Канта в соборе Канта в Калининграде - традиционно в день его рождения. Во МХАТе Горького шел мюзикл по моей пьесе "Танго на линии выстрела" - хочется попробовать новые формы. Лекции, к примеру. Телепрограммы - например, с продюсером Геннадием Кагановичем мы написали историю создания композитором Исааком Дунаевским гимна Москвы "Дорогая моя столица" - это же целая героическая история в духе фильма "Коммунист" с Евгением Урбанским. Словом, только успевай. "Течет река Волга - конца и края нет."