19.03.2024 18:10
Экономика

Эксперты рассказали о том, что пункты выдачи останутся привлекательным бизнесом

Текст:  Михаил Курбатов
С апреля 2024 года российский маркетплейс Ozon введет сервисный сбор для партнеров-владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), который будет взиматься с их агентского вознаграждения. Полученные средства предполагается вкладывать в привлечение клиентов, обеспечение доступных цен, продвижение ПВЗ.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Особенность нового механизма - это гибкость, которая позволит сохранить высокую рентабельность небольшим и начинающим предпринимателям. Для 90 процентов пунктов выдачи заказов маркетплейса ежемесячный платеж будет символическим - от одного рубля в месяц.

Более высокие суммы сбора коснутся лишь небольшой части наиболее прибыльных и "зрелых" точек. Их минимальное агентское вознаграждение после вычета сбора составит три процента от оборота пункта выдачи. Речь идет не более чем об одном проценте агентов (200 из 20 тысяч). Еще у девяти процентов агентов вознаграждение составит от трех до пяти процентов от оборота. Такие точки по-прежнему останутся прибыльными.

"Решение действительно не затрагивает подавляющее большинство предпринимателей и сохраняет инструменты для того, чтобы сеть пунктов выдачи заказов продолжала расти, и Ozon не просто удерживал, но и укреплял здесь свое лидерство", - отметил гендиректор INFOLine-Аналитики Михаил Бурмистров.

По его словам, лидерство маркетплейса по количеству ПВЗ в России связано с тем, что компания предоставляет наиболее привлекательные условия своим партнерам.

"В случае с сервисным сбором речь идет о предпринимателях, которые демонстрируют наиболее высокие показатели и уже окупили свои инвестиции. Хотя нововведения могут повлечь за собой сильные изменения их бизнес-модели, с учетом дополнительных инструментов, которые предлагает Ozon для оптимизации расходов, например, возможности инвестирования в новые пункты выдачи, можно найти решение, при котором это будет достаточно сбалансировано", - подытожил Михаил Бурмистров.

Действительно, для давних партнеров, которые активно вкладываются в развитие сети маркетплейса, предусмотрены различные способы снижения размера сервисного сбора. Например, он может быть уменьшен до одного рубля за пункт, если партнер приобретет еще одну действующую точку или откроет новый ПВЗ.

В целом размер сервисного сбора рассчитывается исходя из плотности населения в городе, где расположен пункт, средних расходов на аренду, оборота пункта и многих других факторов. Это, по словам представителей маркетплейса, позволит не допустить чрезмерной финансовой нагрузки на предпринимателей.

В компании отмечают, что сервисный сбор позволит обеспечить постоянный поток клиентов для пунктов выдачи, а значит - стимулировать рост оборота сети. Дело в том, что полученные средства будут направлены на развитие сети ПВЗ - в частности, на маркетинговую поддержку пунктов выдачи, привлечение в них новых клиентов, а также на техническое и технологическое развитие сети.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) с пониманием восприняли инициативу маркетплейса. "Сбор введен для зрелого бизнеса, партнеров, которые могут и умеют влиять на этот сбор напрямую, - отметил президент АКИТ Артем Соколов. - Изменение, представленное маркетплейсом, соответствует логике подписанных правил саморегулирования отрасли с ПВЗ и, по запросу, может быть обсуждено на комиссии по саморегулированию в электронной торговле при Минпромторге России".

Президент АКИТ пояснил, что на рынке логистики всегда очень высокая конкуренция - маркетплейсы и остальные игроки стремятся обеспечить последнюю милю для каждого жителя нашей страны. При этом поддержание и развитие инфраструктуры - основная задача и главная статья расходов для маркетплейсов, постоянно требующая инвестиций.

"И здесь важны точечные решения и компромиссы, позволяющие сохранять как развитие малого бизнеса и начинающих предпринимателей, так и высокие темпы масштабирования инфраструктуры доставки в стране", - сказал Артем Соколов.

Первые выплаты по новой системе расчета владельцы пунктов выдачи заказов Ozon получат в мае, но уже сейчас они могут посмотреть размер сбора для своей точки в личном кабинете приложения для партнеров.

Бизнес