19.03.2024 17:34
Вологодская область

Как деревенский инженер стал производить детали для авиапромышленности страны

Текст:  Марина Чернова (Вологодская область)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №59 (9301)
Сегодня вологодское машиностроение переживает расцвет. За последние годы в регионе производят вездеходы, рециркуляторы, ультразвуковое оборудование, грузоподъемные краны, деревообрабатывающие станки, оборудование для пищевой промышленности, автокомплектующие.
/ Архив Сергея Елгаева
Читать на сайте RG.RU

Кроме крупных заводов, открываются и малые производства, такие как у вологодского инженера Сергея Елгаева, которому удалось в деревне Прохорово под Вологдой в 2015 году открыть цех точной металлообработки и в условиях санкций стать безальтернативным поставщиком для крупных российских заводов.

С какими сложностями сталкиваются инициаторы машиностроительных производств? Ведь покупка оборудования для таких проектов порой не под силу даже большим предприятиям.

В истории Сергея Елгаева, по его словам, много совпадений, удачи и помощи от хороших людей. Даже идея открыть цех точной металлообработки принадлежит не ему, а Борису Шкарину, бывшему руководителю Елгаева, который в восьмидесятые годы работал в вологодском политехническом институте на кафедре технологии и оборудования автоматизированного производства.

Десять лет назад Елгаев искал средства для строительства цеха. "В то время я был на одной из конференций в Москве, и десять лет назад руководители крупных банковских структур сказали мне, что этот вопрос - за красной чертой, никто из них финансировать производство не будет. Тем не менее мы смогли все сделать и найти человека и в финансовой среде, который нам помог и выдал кредит", - рассказывает предприниматель.

Промышленность стала драйвером восстановительного роста экономики

Как считает Елгаев, любые проблемы, если занимаешься любимым делом, воспринимаются рутиной и обычными рабочими вопросами, которые нужно решать. А для этого нужно всего лишь найти возможности выхода из ситуации. Вот и десять лет назад ему удалось убедить председателя правления банка, поверившего идеям начинающего производственника. "Возможно, мне повезло, что этот руководитель был в прошлом советским ..банкиром.., который в свое время финансировал открытие многих производств и поэтому понимал, о чем я говорю", - говорит директор компании.

Даже друзья посмеивались над планом бизнесмена построить цех металлообработки в чистом поле рядом со своей дачей. А мысль возвести цех в таком необычном месте объяснялась просто и была связана с отсутствием промышленных площадок в Вологде, ведь в те годы создание технопарков только зарождалось.

Пока строился цех площадью около тысячи квадратных метров, первые станки размещали в гаражах. В 2015-м цех ввели в эксплуатацию. К этому времени на производстве работало шесть станков.

«Победить страну, где в деревне могут делать детали для авиационных двигателей, нельзя»

"Тогда даже крупные заводы не решались на закупки такого серьезного дорогого оборудования. И когда малое предприятие заявило, что мы купим и будем работать, мы, конечно, делали шаг в неизвестность. Сейчас мы увеличили количество станков до 15 штук, и к нам зачастую приезжают посмотреть на эти высокоточные центры обработки металла, чтобы обменяться технологическим опытом. Наше производство заточено не под продукцию, а под технологию, это важно понимать. Сейчас мы существуем как некая технологическая ниша, где умеют хорошо обрабатывать металл с высоким качеством и высокой точностью", - объясняет Сергей Елгаев.

Авиастроители рассказали о новых условиях и сроках поставок отечественных самолетов

Предприятие нашего героя первые годы не обращалось за государственной поддержкой. По словам руководителя, прежде чем получать помощь государства, надо достичь определенного уровня. Постепенно компании начали давать гранты, и руководитель одного из фондов, посмотрев на производство, сказал, что победить страну, где в деревне могут делать детали для авиационных двигателей, нельзя. "Я не приветствую предпринимателей, которые ничего не сделали, а уже стоят и просят создать им условия. Мы ничего не выпрашивали. Правительство области само предложило нам помощь. Например, за счет бюджета к нам проложили линию оптоволоконной связи", - говорит инженер.

Для многих заводов цех выпускает изделия малыми сериями, так как многим крупным заводам непросто производить такую продукцию. "Например, по этой причине для вологодского подшипникового завода мы производим сепараторы к подшипникам. Для оптико-механического завода изготавливаем опытные образцы или установочные партии довольно сложных металлических корпусов. Серийную продукцию они делают сами, а вот в производстве образцов и малых серий завод был заинтересован во взаимодействии с нами", - делится подробностями руководитель.

Ни изменение курса, ни проблемы с сырьем или проблемы с заказчиком Сергей Елгаев не считает ситуациями, которые критически влияют на работу производства. Даже кадровый дефицит ему удалось победить, так как в восьмидесятые и девяностые годы вологодский политехнический институт выпускал инженеров сотнями, а не как сейчас - десятками: "Мы лавируем. Мы где-то находим людей с задатками, берем на работу айтишников. А вот хороших инженеров действительно не хватает, и эту проблему, которая в ближайшее время обострится, нужно решать".

Вологодская область