Впрочем, бенефициарами ипотеки с государственной поддержкой стали не только новоселы. Программы - а их сегодня уже без малого десяток - успешно поддерживают финансовую систему. Банки нарастили кредитные портфели под ликвидный залог и при этом получили государственные субсидии.
Строительная индустрия сохранила объем производства в самые сложные ковидные годы. Строительная отрасль вышла на рекордные объемы возведения жилья. Девелоперы смогли реализовать свои объекты и заложить новые. Наконец, губернаторский корпус получил свои бенефиты - решение социальных проблем, сохранение рабочих мест, рост валового регионального продукта.
Все это имело свою цену для российского бюджета. Так, в 2020 году, когда впервые была введена льготная ипотека на новостройки, а семейная ипотека еще не была массовой, государство выплатило банкам 40 миллиардов рублей, в 2021 году - порядка 90, в 2022 году - около 120 миллиардов, а в федеральном бюджете на 2023 год было заложено уже 150 миллиардов рублей.
Надо ли продлевать действие программ? Тут следует сделать отступление. Сама по себе льготная ипотека в сознании народа уже капитализировалась. Примерно как материнский капитал: семьи смело оперируют этим капиталом в своих планах, даже не помышляя о возможности его отмены.
С ипотекой аналогично. Отмена льготы может быть воспринята как ущемление прав тех семей, которые не успели вовремя оформить льготный кредит. Это психология людей, живущих в самом социально ориентированном государстве - и с этими установками надо считаться. Вообще наша страна - абсолютный лидер по формам, механизмам и объемам социальной поддержки граждан. Более 400 форм действующей социальной поддержки - такого не позволяют даже страны из "золотого миллиарда". Поэтому отменять льготы по ипотеке нельзя. А вот перенастраивать ее задачи - нужно.
Вникнем еще раз в статистику по этому виду льгот. Активнее всего льготная ипотека развивалась в нескольких регионах - Москва и область, Санкт-Петербург и область, Тюмень и Краснодарский край. Нужно ли дальше поощрять приток населения в столичные агломерации? Или сохранить льготы для нефтеносной Тюмени? Возможно, стоит их оставить только в дотационных регионах или в зонах опережающего социально-экономического развития? При этом надо отчетливо понимать: если не будет работы, то льготная ипотека не остановит отток населения. Но это проверенный на практике инструмент. Отменять льготы по ипотеке нельзя. А перенастраивать ее задачи - нужно.
И в развитии такого инструмента можно и нужно исходить из региональных особенностей и запросов. Планирует губернатор раздачу земель по типу дальневосточного гектара - почему нет? Или обратимся к демографическому аспекту. Если мы хотим поддерживать многодетные семьи, то давайте сделаем ипотеку под символические два процента семьям, которые воспитывают трех и более детей.
Аналогичных программ может быть много. Именно поэтому, как мне кажется, льготная ипотека требует донастройки. Главным мотивом такой донастройки является усложнение, обогащение, расширение набора задач, которые планируется решать с ее помощью. А эффективность использования бюджетных средств и кумулятивный эффект, который ими достигнут, не вызывают сомнения. Как и необходимость ее продления.