20.03.2024 10:01
Культура

Художник Василий Нестеренко: Современная история требует религиозного осмысления

Текст:  Андрей Полынский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №61 (9303)
В Москве открылась выставка "Молитва об Украине". Художник Василий Нестеренко, уроженец украинского города Павлограда, исторический живописец, автор росписей храма Христа Спасителя и главного храма Вооруженных Сил России, рассказал корреспонденту "РГ" о своем опыте переживания и видении истории, разворачивающейся на наших глазах.
Василий Нестеренко открыл свою выставку на фоне картины с современным сюжетом - "Защитники Новороссии". / Предоставлено В. Нестеренко
Читать на сайте RG.RU

Ваша выставка называется "Молитва об Украине", а центральная картина выставки - "Молитва о Малороссии"...

Василий Нестеренко: Выставка посвящена сегодняшней Украине, а картина "Молитва о Малороссии" - историческому событию воссоединения Малороссии с Россией в XVII веке. Но Малороссия в XVII веке - это то, что мы сегодня называем Украиной, тогда такого имени у этой земли еще не было. И не было никаких украинцев - все были русские - и малороссы, и великороссы, и белорусы.

Почему вы решили обращаться и к историческим, и к современным сюжетам?

Василий Нестеренко: Чтобы провести исторические параллели и напомнить, что войны за исторические земли Киевской Руси ведутся уже не одно столетие. Для понимания всего этого нам нужно возвращаться в историю, как в ближнюю - после разрушения Российской империи и развала СССР, так и в дальнюю - в XVII век, и вспомнить первую войну за Малороссию еще при Богдане Хмельницком.

Открылась выставка к 210-летию ввода русских войск в Париж 19 марта 1814 года

Для вас это ценностно окрашенная история? Недаром картины названы "молитвами..."

Василий Нестеренко: Сегодня многое из происходящего требует религиозного осмысления. Одна из моих работ называется "Взыскание погибших" - на ней расстрелянная икона в пострадавшей от бомбежек часовне. Это реальная часовня, год назад разрушенная в Донбассе. А "Взыскание погибших" - название известного образа Пресвятой Богородицы. Но само это словосочетание, обозначающее почитаемый народом образ, - загадочное, удивительное. Кто погибшие? Те, кого убили на войне, или тот, кто убил, но погибает духовно?

В картине "Защитники Новороссии" священник благословляет на бой русское ополчение с современным оружием, но под стягом Нерукотворного Спаса.

Наша с вами общая, соборная молитва и укрепляет наших воинов, и уврачевывает раны, и утишает ненависть. Зло надо останавливать. В Священном писании сказано, что оно падет от одного вида правды.

Картина В. Нестеренко "Молитва о Малороссии". / Предоставлено В. Нестеренко

Почему для вас важен мост, переброшенный в прошлое?

Василий Нестеренко: Во-первых, началась эта война в 1654 году в тех местах, где сейчас проводится специальная военная операция. Ведь во времена Богдана Хмельницкого поначалу разговор шел о воссоединении с Россией не всей Малороссии, а земель войска Запорожского. А они тогда вбирали в себя приблизительно территории нынешних Запорожья, ЛНР и ДНР. Для России эта история осложнялась тем, что все это происходило после Смутного времени, а в Москве разгоралась эпидемия чумы. И, подписывая соглашение с Богданом Хмельницким в такой обстановке, царь Алексей Михайлович понимал, что начнется полномасштабная новая война с Польшей. А потом к ней обязательно присоединятся Швеция и турки.

Судьба земель Запорожского войска складывалась негладко: через два года умер Хмельницкий, и новый гетман Иван Выговский подписал документ о воссоединении с Польшей. Половина запорожских казаков перешла на сторону Польши, чтобы воевать со своими же казаками. В какой-то момент поляки даже не принимали участия в войне, а просто смотрели, как русские дерутся друг с другом. И да, это похоже на то, что происходит сейчас. США и Европа постарались довести дело до братоубийственной войны и наблюдают за происходящим. Но Алексей Михайлович не бросил Малороссию и войну, длившуюся 13 лет, довел до победы.

Еще до СВО вы написали картину "Письмо недругам России". Но можно подумать, что это где-то сейчас в Запорожье собрались наши спецназовцы и пишут письмо, ну скажем, Макаревичу, Галкину, Гребенщикову (внесены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента)...

Василий Нестеренко: Я совсем не понимаю этих ребят. Ведь на песнях Макаревича и Гребенщикова выросли несколько поколений наших людей, зачем они рискнули променять эту любовь на тридцать сребреников. Но предателей нигде не любят. 315 лет назад - в 1709 году - Петром I был учрежден орден Иуды. И первым награжденным был Мазепа, после того как перешел на сторону шведского короля Карла XII. Орден ему передать не смогли, так как он скрывался, но довели до сведения, что "награда" его ждет.

Картина В. Нестеренко "Письмо недругам России". / Предоставлено В. Нестеренко

Мазепа умер ужасной смертью, его заели вши... И в этом есть что-то библейское, отсылка к Иуде. А Богдан Хмельницкий - для меня он прообраз гоголевского Тараса Бульбы - проявил последовательность, верность - и православной Церкви, и русскому народу, и Малороссии. И остался в памяти народным героем.

Но на современной Украине Мазепа теперешней элитой возводится в ранг национального героя.

Василий Нестеренко: Да. Но, по мне, так всем, предавшим память своих дедов, воевавших в Великую Отечественную, положен орден Иуды.

315 лет назад был учрежден орден Иуды. И первым награжденным стал Мазепа

Если до 1917 года никаких украинцев не было и Тарас Бульба в бессмертном произведении Гоголя все повторяет - русский народ, русская земля, то откуда появился и почему так разросся неонацизм?

Василий Нестеренко: Для меня, родившегося и жившего в детстве на советской Украине, вообще не существовало никакой разницы между русскими и украинцами, я всегда считал нас одним народом. И бацилла украинского фашизма для меня загадочна, как недавно пережитая пандемия ковида. Кто-то заражается, а кто-то нет. У кого-то болезнь проходит легко, а кто-то оказывается между жизнью и смертью. И бациллой украинского фашизма заражаются разные - по национальности, полу, возрасту, социальному положению, уровню культуры - люди. И среди артистов, писателей, художников многие заразились.

То есть это не зависит от уровня культуры? Вспомним вопрос Михаила Ромма в "Обыкновенном фашизме": как могла нация, давшая миру Баха и Бетховена, Гете и Шиллера, за какие-то десять лет с помощью нацистской идеологии довести себя до звериного состояния?

Василий Нестеренко: Точно так же глубинным изменениям сознания украинцев способствовал отказ от русского языка и великой русской культуры. Все эти разгромы памятников Пушкину, Чайковскому, Достоевскому бесследно не проходят...

За нашими противниками и теми, кто их поддерживает, часто стоят какие-то антихристовы идеалы - человечество без пола, без возраста, без нравственных ценностей...

Первую выставку в художественном музее Севастополя посвятили "русской весне"

Василий Нестеренко: Поэтому нам и нужно молиться о победе, как Сергий Радонежский во время Куликовского сражения. Поэтому и выставку я назвал "Молитва об Украине". Для меня это не игра с красками и любование цветом, а крик души. И не только молиться, но и делать, ибо вера без дел мертва. Мы сейчас помогаем художественной школе Мариуполя - недавно отправили машину необходимых для живописи материалов. Там учатся талантливые дети...

Что для вас будет победой?

Василий Нестеренко: Я не политик, не военный эксперт, Мне хочется, чтобы восстановилась любовь между людьми и народами. Вернулась в лоно Церкви Киево-Печерская лавра. Чтобы не заигрывали с еретиками, покончили с поощрением язычества. Мы часто говорим о том, что в 90-е годы Русь пережила второе крещение: люди повернулись к Богу, стали восстанавливаться храмы. Но сегодня нужно еще одно крещение Украины. И России, которая благодаря СВО уже во многом другая страна. Нужно всем нам вернуться к триединой Святой Руси, для меня это и будет итогом и нашей победой.

Живопись