Удар по инженерному сообществу после развала СССР не прошел бесследно
Насколько обоснованы жалобы предприятий на дефицит инженеров?
Иван Андриевский: Мы проводим опросы участников рынка, общаемся с директорами заводов, строительных и инжиниринговых компаний, находимся внутри рынка промышленного строительства и производства, кроме того, я сам веду деятельность по промышленному строительству. Дефицит инженерных кадров, безусловно, есть - игнорировать запрос промышленности нельзя. На рост спроса на инженеров указывает и резкий подъем промышленного производства: в 2023 году он составил 3,5 процента по стране, а в обрабатывающем секторе - 7,5 процента.
Позвольте небольшую историческую справку. Жестокий и коварный удар по российскому инженерному сообществу после развала СССР не прошел бесследно. Мы потеряли более 5 тысяч производственных объединений, комбинатов, заводов, фабрик, НИИ с опытным производством, отдельные опытные производства, крупные мастерские. Это места постоянного обитания инженеров. На этих предприятиях работало около 12 миллионов человек, из них почти 2,5 млн - инженерно-технический состав. Только после 2014 года - с введением первых санкций и как реакция на них - началось постепенное восстановление. Сейчас ситуация улучшается, но возникший разрыв между поколениями инженеров преодолеть пока не удается. Образовался острейший дефицит наставников, поэтому процесс вхождения в профессию очень затруднен для молодых специалистов. Как следствие, многие выпускники не идут работать по профессии - очень трудно пройти первый пятилетний испытательный этап. В итоге, они выбирают карьеру с более простой "точкой входа".
Студенческая практика - один из вариантов подготовки инженерных кадров
Если действительно наблюдается дефицит инженерных кадров, то в каких отраслях он ощущается наиболее остро?
Иван Андриевский: Дефицит инженерных кадров растет везде, и довольно быстрыми темпами. Поэтому стоит говорить не о дефиците инженерных кадров, а о росте этого дефицита. Дефицит растет быстрее в тех отраслях, которые сегодня активно развиваются. По итогам 2023 года, например, очень существенно выросла группа производства "прочих транспортных средств" - на 25,5 процента. Эта группа включает в себя, в частности, производство авиационной техники и судостроение. Соответственно растет и спрос на специалистов в этой сфере. Производство электрического оборудования, электродвигателей выросло на 19 процентов (скоро вырастет на 100 процентов), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 13,6 процента. Здесь также нужны инженерные кадры. И это только начало. Дальше пойдет стремительный рост.
По опросам, 85 процентов работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов. Те же опросы свидетельствуют, что только 10-15 процентов студентов инженерных специальностей имеют возможность стажироваться на производстве. Что принесло бы партнерство вузов с отраслевыми заказчиками и почему оно пока слабо развивается?
Иван Андриевский: Действительно, студенческая практика - один из вариантов подготовки инженерных кадров. Студенты знакомятся с оборудованием, подчас уникальным, получают практические навыки, а предприятие - готовых опытных специалистов. То, что есть на наших производствах, нет даже на картинах. Посмотреть и потрогать можно только вживую на производстве. Однако и студенческая практика не является панацеей от дефицита квалифицированных инженеров. В связи с этим стоит вспомнить об учебно-производственных цехах при институтах и учебно-производственных комбинатах (УПК), это все было в СССР. Возьмем отрасль станкостроения. Это самая пострадавшая отрасль нашей промышленности. И где же студентам МГТУ "Станкин" теперь проходить практику? Заводов нет, а новые только-только начинают воссоздаваться. Нужно строить в Московской области отдельный УПК. Иначе практики не будет. Другой пример - предприятия оборонной промышленности, где инженерный голод сегодня наиболее ощутим, но даже в обычное время режимные объекты, как правило, не предоставляют площадки для практикантов, а в сегодняшних условиях попасть на такой объект постороннему и вовсе невозможно. То же и в отношении коммерческих предприятий, которые заинтересованы в засекреченности своих разработок, хотя именно разработческая деятельность и нуждается в притоке свежей крови. В итоге инженерную практику могут получить лишь операторы оборудования, наладчики, настройщики и т.п., а инженеры-разработчики такой возможности лишены. Возможно, одним из вариантов решения проблемы может стать активное развитие целевой подготовки кадров, хотя это далеко не то же самое, что подготовка кадров по рабочим специальностям. Требования к инженерному образованию значительно выше: если на подготовку рабочего персонала уходит несколько месяцев, в целом до одного года, то для подготовки инженера нужно несколько лет. К тому же, составление специальных образовательных программ подготовки специалистов для конкретного заказчика - очень дорогостоящий проект. Взять сферу судостроения. Стоимость года обучения, например, в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете по специальности "кораблестроение" на 2023-2024 учебный год - более 250 тысяч рублей. А по специальности "проектирование и постройка кораблей и судов" - более 400 тысяч рублей за год. Если такие специалисты нужны государству, то, вероятно, имело бы смысл снизить стоимость обучения.
"Передовые инженерные школы" - это, по сути, новые образовательные программы
На подготовку современных инженеров нацелен правительственный проект "Передовые инженерные школы". Такие школы уже открыты на базе 30 университетов, а до конца 2024 года их число намечено довести до 50. Что собой представляют эти школы и какого эффекта можно от них ожидать?
Иван Андриевский: "Передовые инженерные школы" - это, по сути, новые образовательные программы или специализации, которые открываются в профильных вузах. Это узкопрофильные направления, которые тем не менее востребованы на предприятиях, поэтому программы реализуются в рамках взаимодействия образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики.
Как это работает?
Иван Андриевский: Рынок формирует запрос на определенных специалистов. Например, в сфере машиностроения уже недостаточно инженера-конструктора в прежнем формате, требуются специалисты по проектированию и строительству автомобилей на электроприводе, это новая тема. А это совершенно уникальный сегмент инженерии, для обучения по которому необходимы отдельные образовательные программы.
Правительство утвердило программу поддержки научно-образовательных центров (НОЦ), наподобие хорошо себя зарекомендовавшему центру "ЛАНИТ", созданному при МГТУ им Н.Э. Баумана. В чем суть этой программы? Чем НОЦ отличается от обычной вузовской подготовки?
Иван Андриевский: Научно-образовательные центры - это другой образовательный механизм. В отличие от "Передовых инженерных школ" НОЦ работает с теми образовательными программами, которые уже есть в вузе. НОЦ - своеобразная надстройка в системе образования, которая напрямую взаимодействует с предприятиями по вопросам коммерческого сотрудничества. За счет вуза НОЦ имеет кадровый ресурс, способный решить задачи, стоящие перед предприятием, или даже реализовать отдельные проекты. Таким образом, студенты, работающие с НОЦ, получают прикладные навыки, а также уже на стадии обучения привлекают внимание потенциальных работодателей.
Система сама "душит" свой кадровый потенциал
В июне 2023 года замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова сообщила, что вузы окончили уже 915 тысяч человек и треть из них могут выбрать трудоустройство в сфере промышленности, поскольку имеют дипломы в сфере инженерного дела и технических наук. Но реально, уточнила Петрова, на предприятия промышленности и ОПК сейчас идут лишь 50 тысяч человек в год. Почему так мало?
Иван Андриевский: На данный момент госкомпаниям сектора ОПК сложно конкурировать по зарплатным условиям с рынком, где высококвалифицированным специалистам предлагают более высокое вознаграждение. К тому же в частном секторе гораздо больше возможностей для карьерного роста. В коммерческих структурах повышения можно добиться за счет своих знаний и способностей, а в госсекторе продвижение по карьерной лестнице идет медленнее и не всегда карьерный рост прямо пропорционально связан с профессиональными навыками сотрудника. Да и формулировка "имеют дипломы в сфере инженерного дела и технических наук" немного размытая. Сюда входят и менеджеры общего назначения. Надо бы построже подходить к учету выпущенных именно инженеров. Да, инженеров готовят, но они не доходят до производств, строительных площадок и т.п. Кто-то по пути от вуза до рабочего места их переманивает и сбивает с намеченного пути.
В среднем зарплатные предложения на производстве составляют 67 тысяч рублей, а соискатели запрашивают 70 тысяч. В какой мере дефицит инженеров объясняется их скромной зарплатой?
Иван Андриевский: Разница между спросом и предложением в 4-5 процентов не является стоп-фактором как для соискателей, так и для работодателей. Это скорее лаг для торга на собеседовании при приеме на работу. Или запас для премиального стимулирования сотрудников. Будет уместно рассмотреть разницу в зарплатах в государственных и частных компаниях. Например, в Исследовательском центре им. М.В. Келдыша зарплата инженера, занимающегося проектной деятельностью, в полтора-два раза меньше, чем зарплата аналогичного специалиста, занимающегося аналогичными проектами в частной организации. При этом частная организация может быть подрядчиком Центра Келдыша. Здесь налицо сбой в работе системы: государственные структуры готовы платить больше на сторону, причем существенно больше, чем своим сотрудникам. Таких примеров полно и в космической сфере, и в авиастроении, и в судостроении. Почитайте отзывы сотрудников о работе в Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В. Хруничева или в РКК "Энергия", да о любой госкомпании, работа которой основана на инженерных разработках. В этих отзывах немало негатива, но если убрать эмоциональную составляющую, то основные претензии - бюрократия, отсутствие возможностей для карьерного роста и стабильно низкий уровень зарплат, без перспектив для повышения. То есть система сама "душит" свой кадровый потенциал. Тем не менее эти организации при всех сложностях остаются флагманами российской промышленности.
В компании АЛРОСА создали корпоративный учебный центр, где готовят будущих инженерных работников. Студенты центра проходят практику в АЛРОСЕ и получают корпоративную стипендию. В "Cеверстали" на Яковлевском ГОКе для молодых инженеров недавно появилась программа "Стажер", а на Череповецком металлургическом комбинате студенты совмещают обучение в местном госуниверситете с работой в компании по стипендиальной программе "Северстали". Что мешает многим другим компаниям готовить себе инженерные кадры таким же способом?
Иван Андриевский: Крупные компании действительно могут себе позволить реализацию подобных кадровых проектов. За счет большого и разнообразного штата сотрудников такие компании могут обеспечить работой выпускников по самым разным направлениям. Оправдано это и с финансовой точки зрения, поскольку инвестиционные риски в подобные образовательные проекты нивелируются количеством выпускников и образовательных программ. Даже если один-два студента выпадают из программы, десять других ее заканчивают. В результате суммарные затраты будут оправданы. Это правильный, дальновидный подход. Однако средние предприятия, не говоря уже о небольших, реализацию таких проектов позволить себе не могут.
По мнению старшеклассников, выбирающих профессию инженера, профессия должна быть интересной, обеспечивать материальный достаток, карьерный рост, иметь высокий социальный статус, давать возможность общения с интересными людьми, быть востребованной на рынке труда. Как скоро профессия инженера начнет у нас соответствовать этим критериям?
Иван Андриевский: Как я уже сказал, инженер - очень широкое понятие. Отдельные инженерные профессии, особенно в коммерческом секторе, уже если не соответствуют всем перечисленным критериям, то очень приближены к ним. Например, IT-инженерия - одно из наиболее перспективных направлений не только среди инженерных специальностей, но и в целом на рынке труда. Молодежь активно идет в эти профессии. Работу новых предприятий должны обеспечивать высококвалифицированные специалисты, а значит, статус профессии инженера будет повышаться.
Иван Андриевский - первый вице-президент Общественной общероссийской организации "Российский союз инженеров". Окончил Военную инженерно-космическую академию им. А.Ф. Можайского в г. Санкт-Петербурге, затем - Российскую академию государственной службы при президенте РФ.
C 1986 по 1994 год находился на военной службе. С 1994 по 1998-й работал в коммерческих банках. С 1998 года по настоящее время работает в Группе компаний "2К".