С начала года биржевые котировки марки АИ-92 выросли на 33%, АИ-95 - на 50%, ДТ - на 30%, но основное влияние на рынок оказывает именно мартовской повышение. Дело в том, что в начале года оптовые цены росли с низкой базы, после обвала котировок в конце прошлого года. Тогда они опустились к уровню февраля-июня 2023 года, а до марта лишь постепенно отыгрывали это падение.
Поскольку рост цен в рознице ограничен уровнем инфляции, то после некоторого снижения в конце прошлого года, с января они почти никак не реагировали на биржевые котировки. По данным Росстата на 18 марта, при инфляции 1,66% бензин с конца прошлого года на АЗС подорожал на 0,6%, а ДТ и вовсе подешевело на 0,1%.
Мартовский рост биржевых котировок в основном связывают с налетами БПЛА на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и разгоняемый из-за этого негативный информационный фон. По оценке экспертов, учитывая избыточные мощности российской нефтепереработки глобальный дефицит топлива нам не грозит. Но помимо информационных факторов, повлиявших в моменте на биржевые торги, есть еще экономические, которые так просто не уходят со временем. Об их наличии говорит хотя бы то, что еще в феврале, до массированной атаки на наши НПЗ, Правительство приняло решение о запрете с 1 марта экспорта бензина и увеличении нормативов обязательных продаж на бирже ДТ с 12,5 до 16% от объемов производства.
С точки зрения руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, прошлой осенью проблемы уже были, а сейчас мы их ждем. В марте-апреле спрос на топливо не очень высок, но участники рынка уже готовятся к периоду высокого летнего спроса и это давит и на спрос на бирже, и на цены.
Второй фактор - ожидания повышения цен на мировых рынках из-за проблем в Красном море. Даже в условиях ограничений на экспорт, цены на внешних рынках важны для компаний и будут "тянуть" вверх цены в России.
В этом году Правительство действует превентивно, говорит заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. Сейчас ситуация под контролем. Кроме того, в прошлом году было больше логистических проблем, с доставкой топлива по регионам. Сейчас они тоже есть, но не в таком объеме, как прошлой осенью. Что касается розницы, то цены у нас ограничиваются инфляцией и вырасти больше этого уровня не могут, уточняет Гусев.
По мнению Кондратьева, трансляция котировок оптового рынка в цены на АЗС будет происходить достаточно медленно. У розницы есть запас прочности, и участники рынка будут следить за тем, что будет происходить в опте. Конечно, для независимых сетей сложившаяся сейчас на рынке ситуация создает большие риски, и в этом сегменты рынка мы можем увидеть повышение цен уже совсем скоро. Но и в этом случае, повышение вряд ли будет значительным - на горизонте 1-2 месяцев - рост не более чем на 3%.
По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, информационный фон, конечно, повлиял в моменте на рост цен на бирже, но основной причиной стали параметры работы демпфера (компенсации нефтяникам из бюджета за оптовые поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Государство устанавливает индикативные цены на бензин и ДТ, относительно которых на биржевых торгах котировки не должны быть выше 10% по бензину и 20% по ДТ. Это условие для получения выплат по демпферу. Каждый год индикативные цены подрастают. А компаниям, естественно, выгодно, максимально возможно повышать внутренние оптовые цены, при этом сохраняя для себя право на выплаты из бюджета, уточняет эксперт.
Впрочем, не стоит обвинять во всем "жадных" нефтяников. Демпфер обеспечивается налогами нефтяных компаний, и за счет него цены на топливо в России ниже, чем за границей. Если его отменить, цены вырастут сразу на 25-30%. Последняя попытка изменить параметры демпфера произошла в прошлом году и была одной из причин топливного кризиса. С сентября объем выплат нефтяникам сначала уменьшили в два раза, а после роста цен на топливо вернули на прежний уровень. Но минфин стал считать эту обратную корректировку причиной возникновения выпадающих доходов бюджета, которые нефтяные компании компенсируют сейчас - в первом квартале этого года. То есть налоговое бремя для них все же выросло.
По мнению Родионова, в зоне небольшого риска находится бензин, поскольку приближается сезон спроса на него, а объемы производства лишь на 10-15% выше его потребления в России. По ДТ ситуация более спокойная, его мы производим почти в два раза больше, чем нужно внутреннему рынку.
Но, как отмечает Гусев, если даже предположить, что с бензином возникнут какие-то проблемы, будет использован ресурс белорусских НПЗ. Поэтому ситуация контролируемая.
Правда, в отношении последнего, по мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, также могут возникнуть проблемы. Дело в том, что для белорусского топлива также существует экспортная альтернатива (стоимость топлива, поставляемого за границу), которая влияет на его цену. Они экспортируют свое топливо, пусть и через нас в основном. Нам никто не поставит бензин бесплатно, за него придется платить по рыночным или близким к ним ценам, поясняет Симонов.
Сезонный спрос на бензин начнется во второй половине апреля. До этого времени у компаний есть время постараться решить проблемы с ремонтом НПЗ или перенаправить переработку на резервные мощности и наладить новые логистические связи. При этом главный аргумент правительства, чтобы остановить рост цен - введение запрета на экспорт, уже отыгран. Но осталось ДТ, его запрет будет значительно более болезненным для нефтяных компаний. Как, впрочем, и для доходов нашего бюджета.