21.03.2024 16:21
Экономика

Представители логистического рынка рассказали о новых трендах в отрасли

Текст:  Валерия Лобко
В Москве завершилась международная форум-выставка TransRussia 2024. В ходе деловой программы представители рынка рассказали о ключевых тенденциях в отрасли, а также о том, как будут меняться маршруты перевозок на территории Евразии в ближайшее время.
Читать на сайте RG.RU

Так, из-за переориентации логистики на Восток произошел существенный рост перевалки в морских портах в направлении "Север-Юг" - объем грузоперевозок увеличился на 55%, рассказал директор Департамента стратегического развития Министра транспорта Российской Федерации Артур Карлов.

В России запускается национальная цифровая транспортно-логистическая платформа

В связи с этим на восточном направлении также будут развиваться железнодорожные проекты - к 2032 году на них планируется увеличение грузооборота до 255 млн тонн, отмечает эксперт.

Логистическая отрасль России быстро адаптировалась к новым реалиям. Восстановление экспорта происходит за счёт увеличения спроса на контейнерный экспорт через порты РФ, подтверждает первый заместитель генерального директора Управляющей компании "Дело" Денис Илатовский.

По его словам, в 2021 было перевезено 2,3 млн ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), в 2022 - 1,66 млн ДФЭ, что меньше на 28% относительно прошлого года. В 2023 году произошел рост на 4%, до 1,73 млн ДФЭ, и при этом всего за два месяца 2024 было перевезено 318 тыс. ДФЭ, что на 21% больше показателя прошлого года.

Экспорт также восстанавливается благодаря переориентации грузопотоков на азиатское направление - средняя загрузка терминалов Дальнего Востока составила 90%, отмечает Денис Илатовский. Вместе с тем, сейчас происходит перераспределение маршрутов для разгрузки портов Дальнего Востока.

Грузоперевозки также восстанавливаются благодаря контейнеропотоку через порты Северо-Запада. Например, объем экспорта через порты Санкт-Петербурга за февраль 2024 года превзошел по показателям любой месяц 2023 года, добавил представитель ГК "Дело".

Между тем, в "РЖД Бизнес Актив" видят необходимость в развитии железнодорожных контейнерных терминалов на погранпереходах. По словам генерального директора Вячеслава Сараева, компания реализует сейчас два масштабных проекта строительства приграничных контейнерных терминалов в Забайкальске и в Гродеково (Приморский край), которые станут стратегически важными транспортными точками для экономики страны.

МЭР: Товарооборот РФ и Беларуси вырастет в этом году более чем на 6 процентов

По итогам 2023 года объем перевозок "РЖД Бизнес Актив" вырос на 44%, что выше показателей по рынку в целом. Однако, вместе с тем наблюдается увеличение дисбаланса в структуре контейнерных грузопотоков: объем экспортных перевозок повысился примерно на 35%, а импортных - на 68%, отмечает глава "РЖД Бизнес Актив".

"У нас хорошо развиты компетенции в части работы на сухопутных погранпереходах. Исходя из новых реалий и изменений рынка, мы активно вкладываемся в инфраструктуру на погранпереходах, - отмечает Вячеслав Сараев. - В сентябре прошлого года стартовало строительство терминала в Забайкальске. В начале 2027 года планируем выйти на полную проектную мощность - порядка 300 тыс. ДФЭ в год. При этом ставим себе амбициозную задачу отправить первые поезда с нашего терминала уже в этом году".

На полях международной выставки между представителями "РЖД Бизнес Актив" и Альфа-Банка были достигнуты договоренности об открытии кредитной линии на строительство железнодорожного терминала в Забайкальске. В рамках соглашения банк планирует обеспечивать финансирование затрат на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию контейнерного терминала. Для этого будет открыта кредитная линия на сумму 7,34 млрд рублей со сроком на 15 лет.

"Новый железнодорожный контейнерный терминал на границе с Китаем будет способствовать более эффективному распределению грузопотоков и создавать условия для увеличения товарооборота в рамках международного транспортного коридора", - подчеркнул глава "РЖД Бизнес Актив".

На сегодняшний день также разработана оптимальная технологическая схема по терминалу в Гродеково, добавил Вячеслав Сараев. В ближайшее время будет уточняться технико-экономическая модель, и при оптимистичном сценарии компания начнёт строительство терминала в конце 2024 года.

ВЭД