22.03.2024 00:00
Экономика

Маркировка товаров принесла в российский бюджет 470 млрд рублей

Текст:  Татьяна Шмелева
Российская газета - Столичный выпуск: №63 (9305)
Маркировка товаров помогла пополнить российский бюджет на 470 млрд рублей, рассказали "Российской газете" в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это стало возможным за счет вытеснения контрафактной продукции и увеличения производства легальными производителями. Они больше продают, больше зарабатывают и больше платят налогов при сохранении прежних цен на товары. Положительный фискальный эффект будет проявляться и дальше, уверены эксперты, опрошенные "РГ".
Маркировка и отслеживание товара снижают долю контрафактной продукции на рынке и защищают права потребителя. / Сергей Михеев
Читать на сайте RG.RU

Государственная система маркировки "Честный знак" внедряется в России с 2019 года. Если в 2020 году в систему было включено 10 групп товаров, то на начало 2024 года обязательная маркировка распространяется уже на 17 групп, что составляет 15% несырьевого ВВП страны. Дополнительные поступления в бюджет страны по маркируемым товарным группам составил 470,8 млрд рублей. В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак") сообщили, что ключевой фискальный эффект был получен благодаря маркировке табачной продукции - он оценивается в 245,9 млрд рублей. При этом, обеление рынка, которое прослеживается на основе динамики производства и импорта легальной продукции, составило 11%. За время внедрения системы в стране было закрыто 45 нелегальных табачных фабрик, а 18 производств легализовалось.

Фискальный эффект от маркировки парфюма оценивается в 5,5 млрд рублей. Здесь обеление рынка составило 37%. Повышение качества - рост числа товаров с подлинными документами - декларациями или сертификатами соответствия превысил 93%. Фискальный эффект от маркировки товаров легкой промышленности составил 37,2 млрд рублей, обеление рынка - 33%. Повышение качества превысило 62%.

Фискальный эффект от маркировки в молочной отрасли оценивается в 57,4 млрд рублей, а от маркировки обуви - в 47,4 млрд рублей. При этом, обеление рынка составило 56%. Что же касается повышения качества (рост числа товаров с подлинными документами - декларациями или сертификатами соответствия составил почти 98%.

"Прирост поступлений в бюджеты России обусловлен обелением рынков после внедрения государственной системы маркировки "Честный знак". За счет ухода с рынка контрафактной продукции наращивают свои объемы продаж и производства легальные производители, соответственно компании больше продают и больше зарабатывают при сохранении прежних цен на товары. Как следствие - платят больше налогов. Есть и мультипликативный эффект за счет НДФЛ, НДС и других платежей", - рассказал "РГ" заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.

Эксперимент по маркировке слабоалкогольных напитков начнется с 1 июля 2024 года

Эксперт подчеркнул, что маркировка не приводит к удорожанию продукции - это следует из опыта внедрения маркировки во всех товарных группах.

"Нигде роста конечных потребительских цен не фиксировалось. Так, в молочной продукции согласно исследованию НИФИ Минфина России расчетный вклад в рост цены на продукцию за 6 лет в результате введения маркировки составляет менее 1%. Более того, маркированные товары растут в цене намного медленнее, чем немаркированные - производители знают, что под контролем и сдерживают цены", - уточнил Юсупов.

Эксперт уверен, что положительный фискальный эффект от внедрения маркировки в России продолжится. "В 2023 году к системе "Честный знак" подключилось 6 новых групп товаров, в которых сейчас поэтапно для удобства отрасли вводится маркировка. Дополнительные налоговые поступления в этих группах еще не оценивались. Не стоит забывать, что по 14 типам товаров сейчас проводятся добровольные эксперименты по маркировке, по 4 группам - ожидается решение Правительства о проведении пилотных проектов. Поэтому приумножение фискального эффекта от внедрения маркировки на десятки, а то и сотни миллиардов рублей, по итогам 2023 года - реальная оценка", - сказал Юсупов.

По мнению заведующего кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялова, любые проекты по маркировке и отслеживанию товара - от уровня предприятия, до экономики в целом - технологическая реальность сегодняшнего дня. Прослеживание товаров дает массу ценнейшей информации, и если на уровне компаний это обычно связано с автоматизацией, эффективностью цепей поставок и логистики, то на уровне экономики в целом - это вопрос прозрачности рынков и защиты потребителя.

"Все страны, вводившие маркировку товаров, отмечали повышение собираемости налогов, снижение доли контрафакта, рост оборота легальных производителей. Теневой сектор вынужден либо обелиться, либо прекратить производство", - резюмировал он.

С 1 декабря в России введут обязательную маркировку рыбных консервов
Товары и цены Федеральный бюджет