24.03.2024 20:10
Культура

Павел Басинский - о том, чем удивительно явление фронтовой поэзии

Текст:  Павел Басинский (писатель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №64 (9306)
На прошедшей неделе 21 марта во всем мире отмечали Всемирный день поэзии. Уникальный международный праздник, официально утвержденный резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. Так что в нынешнем году мы отмечаем еще и 25-летие его рождения.
Читать на сайте RG.RU

Несколько лет я приезжаю на этот праздник в Тверь, на родину поэта и редактора журнала "Юность" Андрея Дементьева, успевшего при жизни создать в родном городе не менее уникальный, чем сам праздник, Дом поэзии, который сегодня носит его имя. Вот уже восьмой год подряд Домом поэзии проводится Всероссийский конкурс молодых поэтов "Зеленый листок". После его проведения ежегодно выпускается сборник стихов лауреатов и лучших участников этого конкурса.

В этом году в Твери собрались участники и лауреаты конкурса, известные писатели, почетные гости. Как всегда, намечалась насыщенная программа: мастер-классы, выступления молодых поэтов, презентация сборника "Зеленый листок", открытие фотовыставки памяти Андрея Дементьева и многое другое. Завершиться праздник должен был спектаклем Тверского академического театра драмы "Пушкин. Евгений Онегин" с известным актером и бессменным ведущим праздничных мероприятий в Доме поэзии Тарасом Кузьминым в главной роли.

Фронтовая поэзия родилась не в 1941 году, а во время финской кампании 1939-1940 годов

Но трагические события в "Крокус Сити Холл", случившиеся 22 марта, внесли изменения в программу. У работников Дома поэзии и главного организатора празднования Дня поэзии в Твери вдовы Андрея Дементьева Анны Пугач даже была мысль вовсе свернуть программу. Но в результате 23 марта в Доме поэзии собрались молодые поэты из Кирова, Пскова, Читы, Липецка, Воронежа, Санкт-Петербурга, Тульской, Московской областей и Ставропольского края вместе с мастерами из Москвы и провели круглый стол, посвященный фронтовой поэзии.

Впрочем, акцент на эту тему был задуман изначально. На День поэзии в этом году приехали поэты - участники СВО Сергей Лобанов и Алексей Шорохов.

Главной мыслью Бердяева была апология религиозной свободы: к 150-летию рождения выдающегося русского мыслителя

Выступавший на круглом столе поэт, преподаватель Литературного института имени Горького Геннадий Красников рассказал о своем опыте составителя нескольких антологий поэтов-фронтовиков, пришедших с Великой Отечественной войны и учившихся, а затем и преподававших в Литературном институте.

В этом году, который на государственном уровне объявлен Годом лейтенантской прозы в связи со 100-летиями Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василя Быкова и Бориса Васильева, стоит вспомнить и поэтов-фронтовиков, родившихся в 1924 году, годом раньше или годом позже, - Юлию Друнину, Николая Старшинова, Николая Панченко, Константина Ваншенкина, Евгения Винокурова, Семена Гудзенко и других, не просто уцелевших (подсчитано, что из этого поколения живыми с войны вернулись примерно пять процентов от ушедших на фронт), но и сказавших о войне свое неповторимое поэтическое слово.

Явление фронтовой поэзии, пожалуй, даже более удивительное, чем явление послевоенной прозы. Фронтовая поэзия родилась не после войны и даже не в 41-м году. Она родилась во время финской кампании 1939-1940 годов, на которую добровольцами ушли студенты Литинститута и ИФЛИ Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Арон Копштейн, Николай Отрада... Луконин и Наровчатов вернулись с финского фронта и продолжили воевать с немцами, а вот Отрада и Копштейн погибли от пуль финских снайперов.

В 1944 году Михаил Луконин, уже имевший опыт двух войн, напишет бессмертные строки: "В этом зареве ветровом / Выбор был небольшой. / Но лучше прийти с пустым рукавом, / Чем с пустой душой..."

Во время собрания в Доме поэзии Геннадий Красников процитировал другое стихотворение, "Незабудки", написанное уже после войны Евгением Винокуровым. Я помню, что когда в начале 80-х годов я сам учился в Литературном институте, семинар Винокурова считался самым что ли престижным среди студентов. Посещать его, а тем более быть в него принятым, считалось редкой удачей. Геннадий Красников обратил внимание на то, с каким мастерством написано это стихотворение из восьми строк. Всего восемь строк и перед нами - поразительно емкая картина войны, которую невозможно вычеркнуть из памяти после первого прочтения: "В шинельке драной, без обуток / Я помню в поле мертвеца. / Толпа кровавых незабудок / Стояла около лица. // Мертвец лежал недвижно, глядя, / Как медлил коршун вдалеке... / И было выколото "Надя" / На обескровленной руке".

Явление фронтовой поэзии уникально еще и тем, что буквально во время войны она породила военные песни Михаила Исаковского ("В лесу прифронтовом", "Огонек", "Враги сожгли родную хату..."), Алексея Суркова ("В землянке"), Алексея Фатьянова ("Соловьи", "Давно мы дома не были..."), Евгения Долматовского ("Случайный вальс"), Льва Ошанина ("Эх, дороги..."), Владимира Агатова ("Темная ночь").

Поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое с совокупностью боевых приказов

"Нашу жизнь в 1941-1945 годах невозможно представить себе без постоянно звучащих из тогдашних радиотарелок и поющихся миллионами людей лирических песен о войне", - писал историк и филолог Вадим Кожинов, в своей статье "О поэзии военных лет" давший самое точное определение этой лирики: она писалась не о войне, а - войною. И в этой же статье он привел поразительный факт, о котором рассказал ему германский славист Эберхард Дикман: "... в Германии во время войны не звучало ни одной связанной с войной лирической песни; имелись только боевые марши и "бытовые" песни, никак не соотнесенные с войной".

"Позволительно высказать предположение, - писал Вадим Кожинов, - что поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое, допустим, со значением всей совокупности боевых приказов и тыловых распоряжений". Стихи являлись не просто весомым, а "необходимым фактором Победы".

Литература