С начала этого года правительство развернуло активную работу по актуализации Стратегии пространственного развития России. "Особое внимание к пространственному развитию понятно. В меняющихся условиях функционирования всего хозяйства страны важно, чтобы ограничения, связанные с разрывами в уровне развития и качества жизни между регионами, не стали препятствием для достижения целей, которые стоят перед экономикой и всем российским обществом", - говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Пространственные тенденции, которые сложились в условиях довольно серьезного роста экономики в 2023 году (рост ВВП составил 3,6%, а реальные располагаемые денежные доходы людей выросли в среднем на 5,4%), хорошо заметны в основных экономических показателях Росстата, которые публикует "Российская газета".
По словам Широва, основой экономического роста в 2023 году стало увеличение промышленного производства. "При этом наблюдался опережающий рост обрабатывающих производств при стагнации или даже снижении выпуска в добыче полезных ископаемых. Соответственно, регионы с развитой обрабатывающей промышленностью продемонстрировали существенный рост, а субъекты Федерации с доминированием добывающих отраслей выглядели существенно хуже. Очевидно, что эта модель роста принципиально отличается от того, что мы видели на протяжении последних десятилетий", - подчеркивает эксперт.
В динамике промпроизводства лидировал Центральный федеральный округ, где годовые темпы роста промышленного производства (+13,5%) почти в четыре раза опережали среднероссийские, а обрабатывающие отрасли росли примерно в два раза быстрее (+15%). Здесь лидировали Москва, Московская, Брянская, Тверская и Тульская области.
Вторым по динамике промышленности был Приволжский федеральный округ, где рост промпроизводства составил 6,7%. Во многом это стало результатом того, что падение добычи полезных ископаемых в Татарстане и Башкирии было компенсировано за счет дифференциации региональных экономик и высокого потенциала обрабатывающих производств.
"В Уральском (рост промышленного производства на 1,1%) и Сибирском федеральных округах (снижение на 1,4%) достаточного объема таких компенсирующих механизмов не нашлось, что привело к тому, что в целом они достаточно серьезно отставали от среднероссийских показателей. Если в Уральском федеральном округе это компенсировалось задействованием мощного потенциала обрабатывающих производств в таких регионах, как Курганская, Свердловская, Челябинская области, то в Сибири вклада обрабатывающих предприятий Новосибирской, Томской и Омской областей оказалось недостаточно для формирования положительной динамики в промышленности по итогам года", - рассказывает Широв.
Изменение структуры роста экономики за счет ускоренного развития промышленности и других секторов реального сектора способствует постепенному выравниванию уровня и качества жизни между регионами. "Однако в условиях высоких темпов роста возникают и дополнительные риски, связанные с недостаточной развитостью инфраструктуры, быстрым исчерпанием резервов незагруженных мощностей, дефицитом квалифицированных работников. Управление этими рисками требует реализации специальных мер управления не только на уровне регионов, но и всей экономики страны. Вот почему так важно выстроить систему целей пространственного развития и так настроить инструменты его поддержки, чтобы система регионального взаимодействия формировала дополнительные доходы для населения, бизнеса и государства", - отмечает Широв.
Общий уровень инфляции в прошлом году составил 7,4%. Это заметно меньше 11,9% в 2022 году. Как отмечала глава Банка России Эльвира Набиуллина, с начала 2024 года темпы текущего роста цен находятся в диапазоне 6-7% в пересчете на год. В ЦБ рассчитывают вернуть инфляцию к 4-4,5% к концу текущего года и закрепить ее на целевых 4% в дальнейшем.
Разброс по регионам как динамики инфляции, так и динамики роста цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг связан с различиями в уровне жизни и увеличении экономики, отмечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Но такая связь прослеживается не всегда. "В субъектах ДФО, кроме Камчатки и Сахалина, индекс промпроизводства даже отрицательный, однако рост цен варьируется в субъектах округа от 4,8% до 10,1%. Наличие обратной зависимости между ростом экономики и темпами роста цен, кроме случаев низкой инфляции, наблюдаются во многих субъектах", - говорит она. Иногда рост цен "привязывается" к уровню номинальных доходов. В регионах, где он выше, выше и динамика инфляции.
Замдиректора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин:
- По итогам 2023 года совокупный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета данных по ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей) превысил 200,2 млрд руб. Для сравнения, по итогам 2022 года сформировался совокупный профицит в объеме 50,6 млрд руб.
Совокупные доходы консолидированных бюджетов увеличились по итогам минувшего года на 13,5%, в то время как рост расходов составил 14,8%. 33 региона закончили 2023 год с профицитом консолидированного бюджета, а совокупный показатель их профицита составил 292,6 млрд руб. (годом ранее профицит был у 35 регионов, а показатель совокупного профицита составлял 486,3 млрд руб.).
Наибольший профицит консолидированного бюджета наблюдался в Свердловской области (58,8 млрд руб.), Ленинградской области (41 млрд руб.), ХМАО (38,4 млрд руб.), Тюменской области (24,8 млрд руб.) и Красноярском крае (20 млрд руб.). В указанных субъектах рост доходной части бюджета существенно превосходил рост расходов бюджета.
Совокупный дефицит регионов, закончивших год с дефицитом консолидированного бюджета, составил 484,8 млрд руб. (по итогам 2022 года дефицит дефицитных регионов составлял 446,8 млрд руб.). Наибольший дефицит консолидированного бюджета по итогам 2023 года отмечался в Москве (189,6 млрд руб.), Санкт-Петербурге (26,5 млрд руб.), Татарстане (23,7 млрд руб.), Кемеровской и Архангельской областях (20,5 и 19,9 млрд руб. соответственно).
Для сравнения, на 1 января 2024 совокупный дефицит неконсолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2023 год составил 210,9 млрд руб. Сопоставив данные по консолидированным и неконсолидированным бюджетам, можно обнаружить, что по итогам 2023 года совокупный профицит бюджетов муниципальных образований (МО), входящих в состав субъектов, составил 10,7 млрд руб., при этом совокупный профицит бюджетов МО сформировался в 46 регионах общим объемом в 44,2 млрд руб. (совокупный дефицит бюджетов МО составил -25,5 млрд руб.).
Наибольший совокупный профицит МО сложился в Свердловской области (7,8 млрд руб.), ХМАО (4,3 млрд), Ленинградской области (3,9 млрд), ЯНАО (3,4 млрд) и Иркутской области (1,9 млрд руб.). Наибольший совокупный дефицит бюджетов МО наблюдался по итогам минувшего года в Ростовской области (-3,1 млрд руб.), Воронежской области (-2,6 млрд), Московской области (-2,0 млрд), Белгородской области (-1,6 млрд) и Дагестане (-1,5 млрд).