25.03.2024 06:00
Культура

В Петербурге завершили реставрацию картин, пострадавших от взрыва в Таганроге

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Спецвыпуск: Культура №64 (9306)
В реставрационных мастерских Государственного Русского музея завершили "лечение" живописных полотен, пострадавших при взрыве в центре Таганрога летом прошлого года.
Для каждого из таганрогских шедевров составили свой план реставрации, за каждым закрепили реставратора. / Святослав Акимов
Читать на сайте RG.RU

Осколки и поражающие элементы, напомним, нанесли ущерб зданию одного из филиалов Таганрогского художественного музея и повредили бесценные картины кисти Борисова-Мусатова, Серова, Коровина, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, других признанных мастеров живописи. В конце марта результат работы реставраторов оценит экспертный совет.

Специалисты из Русского музея отправились на место происшествия почти сразу после взрыва, в августе прошлого года. Привезли аппаратуру, рассказывает заведующий отделом технологических исследований Сергей Сирро, и первые консервационные работы проводили прямо на месте. Потом упаковали картины в специальные ящики и отправили в Петербург автофургоном с системой поддержания оптимального температурно-влажностного режима.

- Видно было, что люди растеряны, что они еще не осознали весь ужас ситуации, - вспоминает специалист. - Сейчас мы остаемся с ними на связи, и за пострадавшие картины сотрудники таганрогского музея переживают как за родных.

В отделе реставрации станковой масляной живописи находятся 17 полотен из Таганрога. И непосвященному человеку догадаться о том, что на картине Коровина "Терраса" зияла безобразная дыра, сегодня практически невозможно.

Пушкинский музей исследует картину "Христос и грешница" из Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Художник работал в импрессионистской манере, писал сочными и крупными мазками на фактурном холсте. Неровности, узелки и ниточки проступают сквозь слой масляной живописи, поэтому если знать, куда смотреть, то можно увидеть, что в правой части картины, ближе к подрамнику, нити основы идут как будто полукругом. И именно сюда попал один из поражающих элементов - "начинки" взорвавшегося боеприпаса. Нити холста не просто разорвало, но еще и перекрутило.

- Мне приходилось заделывать громадные разрывы, - рассказывает корреспонденту "РГ" реставратор Светлана Попова, - но такого сложного, пожалуй, не было. Каждую нитку приходилось расплетать, придавать ей правильное историческое положение, потом сращивать. Фрагменты нитей к тому же были утрачены, и для восполнения применялись нити, взятые с того же холста Коровина, но с кромки - края холста без авторского красочного слоя.

Подрамники, к слову, у нескольких картин оказались сломанными, и их пришлось изготавливать заново. Надписи, которые находятся с обратной стороны, реставраторы бережно переносят на новую древесину - это история бытования и хранения предмета, которая может многое рассказать музейным специалистам. Для одной из картин был снят тонкий слой исторической древесины с надписями со старого подрамника. Его склеили с новым - а надписи остались исторические.

Самый большой прорыв холста получила картина Анри Шопена "Благословение Ревекки". Сейчас под слоем блестящего лака от него не осталось и следа. Парная к ней - "Проводы Ревекки" - от взрыва пострадала не так сильно, но все равно нуждалась в комплексной реставрации.

Самый большой прорыв холста получила картина Анри Шопена "Благословение Ревекки". Сейчас от него не осталось и следа

- В процессе бытования картины получили множество загрязнений, которые скрыли интересные живописные подробности: благородный цвет портьеры на стене, балки крыши изображенного дома, виноградную лозу поверху, - рассказала ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Ольга Кленова.

Так что травматические повреждения были важной, но не единственной проблемой таганрогских сокровищ. В зависимости от общего состояния предмета искусства для каждого из них был составлен индивидуальный план реставрации, и за каждым закрепили "лечащего врача" - реставратора. Веронике Савенок досталась "Дама в белом" Александра Леонтовского: сквозной прорыв, деформация холста, приподнятость кракелюра, общее загрязнение - и ветхость. Поэтому "Даме" было назначено "протезирование": на авторский холст с тыльной стороны наклеен второй, дублировочный. Такую же операцию "по показаниям" перенесли еще пять полотен.

Как в Русском музее восстанавливали "раненые" шедевры из Таганрога

- Ряд разорванных нитей выглядел как оскаленные зубы, - рассказывает Вероника Савенок. - Сейчас он заметен потому, что продолжается работа по восстановлению красочного слоя: удалены неавторские "записи", которые восполняли утраты прежних времен, проведена мастиковка реставрационным грунтом (заполнение утрат. - Прим. ред.), ведется тонирование и восполнение утрат красочного слоя.

Одной из жемчужин таганрогской коллекции считаются работы Серафимы Блонской - кстати, супруги Александра Леонтовского. Художница окончила петербургскую Академию художеств и даже была отправлена совершенствоваться в Италию - за казенный счет. В начале 1910-х годов она вернулась в Таганрог, где основала вместе с мужем школу живописи. В таганрогском музее хранятся около десятка работ Блонской, в том числе знаменитые "Девочки" ("Вербное воскресенье") - картина была написана как дипломная работа, художница подарила ее музею в 1942 году. "Девочки" и "Маки" Блонской сегодня тоже "лечатся" в Петербурге.

- "Маки" написаны в импрессионистской манере, здесь сложные переходы цвета, поэтому восполнять утраты особенно нелегко, - поясняет реставратор Антон Макаров.

Картины художников Донбасса представили на ВФМ

Отметим, что реставраторы работают с современными красками. По составу они отличаются от тех, которые были у живописцев век назад или больше, но по цвету очень близки к оригиналу. Как поясняет Ольга Кленова, раньше масляные краски изготовлялись с применением вредных веществ: киноварь содержала ядовитую ртуть, свинцовые белила - свинец, применялись мышьяковистые соединения. Сегодняшние синтетические аналоги для здоровья безопасны, к тому же почти не стареют и не изменяют цвет. Тем не менее они будут заметны при применении аппаратных методов исследования. Все этапы работы над восстановлением картин обязательно фиксируются, в том числе с помощью приборов. В будущем они лягут в основу новой реставрации, однако специалисты Русского музея уверены, что она потребуется не раньше чем через сто лет.

Кстати

Спасенные шедевры можно будет увидеть в 2024 году на специально организованной выставке, демонстрирующей результаты уникальной операции по их возвращению к жизни. После этого произведения вернутся в Таганрогский художественный музей. Скорее всего, это произойдет к концу года, так как реставрация поврежденного здания еще не завершена.

Санкт-Петербург Живопись Музеи и памятники