25.03.2024 16:40
Экономика

Российские автовладельцы стали активнее страховать свои машины

Текст:  Михаил Калмацкий
Спрос на добровольное страхование автомобилей заметно вырос. Количество проданных гражданам полисов автокаско по итогам 2023 года увеличилось более чем на треть, отмечается в обзоре Банка России. Объем взносов по автокаско вырос на 21,4 процента - до 270,6 миллиарда рублей. В числе причин эксперты называют растущие продажи новых авто, требующих страховки, а также повышение интереса к каско владельцев подержанных машин.
Читать на сайте RG.RU

В обзоре отмечено: продажи новых автомобилей увеличились на фоне расширения предложения отечественных и китайских транспортных средств. При этом выросло число автомобилей, приобретенных в кредит.

Страховщики назвали регионы, в которых больше всего безаварийных водителей

По данным агентства "Автостат", в 2023 году в России было продано более 1,05 миллиона новых легковых машин - на 69 процентов больше, чем в 2022-м. Количество выданных автокредитов выросло на 67 процентов по сравнению с 2022 годом. А в денежном выражении рынок автокредитования прибавил почти вдвое - 99 процентов.

Рост продаж полисов каско обусловлен ростом продаж новых автомобилей в 2023 году при крайне низкой базе 2022-го, подтвердил "РГ" директор департамента экономики компании "МАКС" Александр Бакаев. Еще одной причиной, по его словам, стал рост популярности недорогих программ с ограниченным набором рисков и франшизой.

Основная причина увеличения покупок полисов каско среди владельцев подержанных машин - рост спроса на них со стороны владельцев авто с большим пробегом, считает вице-президент по автострахованию компании "Ренессанс страхование" Сергей Демидов. "Так как увеличение сборов существенно отстает от количества оформленных полисов, можно сделать вывод, что рост числа договоров связан с оформлением недорогих, бюджетных программ каско, популярных у владельцев авто с большим пробегом, - пояснил он "РГ". - Из-за роста стоимости эти автомобили стали восприниматься как более ценное имущество, отсюда увеличение спроса на автокаско. Если водитель опытный и, скорее всего, не попадет в ДТП по своей вине, можно рассмотреть и подобные варианты".

По словам представителя страхового рынка, бюджетные программы могут снизить стоимость каско вдвое, а то и больше. Нередко это продукты, покрывающие только часть рисков, например, ДТП с установленным виновником и с ограниченной страховой суммой в миллион рублей.

В Банке России также отмечают рост популярности недорогих программ автострахования с ограниченным набором рисков и договоров с франшизами в сегменте подержанных автомобилей. Об этом, в частности, свидетельствует снижение средней страховой премии на 17,4 процента в годовом выражении - до 30,4 тысячи рублей.

Таким образом, доля машин с каско в российском автопарке выросла. По итогам 2023 года у каждого шестого автовладельца, чья ответственность была застрахована по ОСАГО, имелся также и полис каско. Годом ранее соотношение добровольного страхования к обязательному было один к восьми.

В России продали первые краткосрочные полисы ОСАГО

Продажи полисов каско продолжат расти, но уже меньшими темпами, говорят представители страхового рынка. "Умеренный рост автокредитования, общее увеличение автопарка, рост цен на ремонт, популярность усеченных продуктов и полисов с франшизой - факторы, которые обеспечат рост продаж этого вида страхования и в 2024 году, но с существенно более низкими темпами, нежели в 2023-м, - отметил Александр Бакаев. - По итогам года рост сборов страховой премии по каско может составить 5-7 процентов".

Что касается страховых выплат по автокаско, то они выросли в объеме, но не в количестве. "В 2023 году объем выплат прибавил 6,5 процента, в первую очередь за счет повышения стоимости ремонта на фоне подорожания автозапчастей и укрупнения размера выплат в связи с распространением франшиз, по которым страхователь самостоятельно оплачивает небольшие убытки. При этом увеличение доли договоров страхования с ограниченным набором рисков и франшизами способствовало снижению числа страховых случаев, по которым производилось урегулирование убытков", - отмечается в обзоре Банка России.

"Средняя выплата на страховом рынке России (по всем страховым компаниям) по каско выросла на 24,5 процента - до 159,7 тысячи рублей. По ОСАГО рост составил 12,8 процента - до 78,9 тысячи, - сообщил Сергей Демидов. - На стоимость запчастей влияют колебания курса рубля, а также - очень серьезно - логистика. Если говорить об оригинальных запчастях автопроизводителей, ушедших с российского рынка, то срок поставки чаще всего составляет от 25 до 90 дней. Основное влияние на сроки поставки оказывает стоимость запчастей. Чем стоимость выше, тем сроки меньше и наоборот".

Страхование Финансы