26.03.2024 13:04
Ярославль

В Ярославской области обновляют общественный транспорт

Текст:  Элина Труханова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №65 (9307)
Члены комитета Совета Федерации по экономической политике поддержали выделение Ярославской области федеральных средств на приобретение 229 автобусов за счет специального казначейского кредита. Это позволит обновить общественный транспорт в Рыбинске и Рыбинском районе, а также в Ростовском, Угличском, Тутаевском районах и городском округе Переславль-Залесский.
Читать на сайте RG.RU

От коллапса к полной замене

Задачу руководство региона поставило перед собой амбициозную: заменить всю рухлядь на колесах, именуемую общественным транспортом, не только в Ярославле, но и на всей территории области. И, судя по тому, как это происходит в областном центре, в отдаленных районах новые желтые "Я-автобусы" можно будет увидеть в очень недалекой перспективе.

Модернизировать систему общественного транспорта в том или ином виде власти Ярославля пытались не единожды, но самые глобальные преобразования, коснувшиеся в первую очередь пассажиров, стартовали здесь в 2021 году. Тогда помимо всего прочего была частично изменена маршрутная сеть, распараллелены дублирующие друг друга маршруты, а также убраны так называемые сквозные. С дорог прогнали многие пазики и "Газели" (большая часть маршрутчиков потом перешла на работу в другие регионы) - вместо них ставку сделали на автобусы большой вместимости, которых, однако, оказалось недостаточно.

- Было 70 процентов, доходило и до 50, то есть на дороги выезжала половина от необходимого количества общественного транспорта, - вспомнил на недавнем заседании ярославского правительства губернатор региона Михаил Евраев. Транспорт и водителей для города тогда пришлось собирать по всей стране - от Калининграда до Урала и Сибири.

Обновленный трамвайный маршрут заработал в Курске

Все это вылилось в бесконечно долгие ожидания автобусов на остановках и возмущение горожан - коллективное и громкое. Местные паблики в соцсетях от общего негодования просто вскипали.

- Те попытки проведения транспортной реформы, которые мэрия делала, были не обеспечены финансами и организационно, - позднее подчеркивал заместитель председателя областного парламента Виктор Волончунас.

В ситуацию в итоге пришлось вмешаться губернатору Дмитрию Миронову, а продолжил устранять последствия провалившейся транспортной реформы возглавивший регион в статусе врио в октябре 2021 года Михаил Евраев. Полномочия по транспортному обслуживанию Ярославля и Ярославского района были переданы на региональный уровень, было создано государственное казенное учреждение "Организатор перевозок Ярославской области". С прошедшими конкурсы перевозчиками (одним из условий участия в конкурсах было наличие у компаний автобусов не старше одного года) заключили брутто-контракты, то есть поставили их заработок в зависимость не от количества перевезенных пассажиров, а от четкого соблюдения условий контракта. И с середины 2022 года на пилотный маршрут N 176 Ярославль - Щедрино впервые выехали семь новых желтых брендированных автобусов. А с 1 апреля 2023 года только что сошедшие с заводского конвейера современные желтые автобусы с буквой Я и медведем на бортах покатили еще по 25 городским маршрутам.

Постепенно "желтенькие" вышли на все автобусные линии Ярославля и Ярославского района, и то, что совсем недавно казалось чем-то совершенно нереальным, действительно произошло: автопарк оказался обновлен.

Чтобы заменить автобусный парк Рыбинска и Рыбинского района, область выиграла два конкурса по 500 миллионов рублей

Да, не все автобусы одинаково удобны и просторны, бывает, случаются сбои и в расписании, на что указала на только что прошедших Днях Ярославской области в Совете Федерации председатель СФ Валентина Матвиенко, но Ярославль и район действительно получили новый транспорт, и это все же перевешивает названные минусы. По данным регионального минтранса, сейчас на линии ежедневно выходят в среднем 627 новых современных автобусов большого и среднего класса, в том числе на газомоторном топливе. Кроме того, 50 машин находится в резерве. Со слов министра транспорта Мурата Баснукаева, уже полгода с лишним выпуск подвижного состава на линии стабильно составляет 98 процентов. С апреля прошлого года ярославцы совершили на новых автобусах 63,7 миллиона поездок.

Новые автобусы - для всех

В этом году переформатированная транспортная реформа шагнула из Ярославля в Рыбинск. Для второго по величине города региона за счет специального казначейского кредита приобретены 66 ЛиАЗов. В областном минтрансе уточнили, что новые автобусы выйдут на маршруты после завершения передачи партии "Организатору перевозок Ярославской области", регистрации техники и проведения конкурентных процедур на право обслуживания. Ориентировочно - во втором квартале 2024 года.

Редчайший автобус ЗИЛ-127 восстановили в России

- Чтобы заменить автобусный парк Рыбинска и Рыбинского района, мы выиграли два конкурса по 500 миллионов рублей. И на этот миллиард транспорт уже закуплен. Но мы ставим перед собой задачу в этом году выиграть дополнительные средства на федеральном уровне и завершить замену автобусного парка в Рыбинске и районе на все сто процентов и дальше пойти уже в другие наши районы, - рассказал о поставленных целях Михаил Евраев.

По его словам, первый шаг - замена автобусов в Ярославле и Ярославском районе - был сделан исключительно силами региона, потому что соответствующих федеральных программ на тот момент не было. Но сегодня они есть, и область "заявляется во все программы", чтобы как можно быстрее пересадить людей на новый и комфортный общественный транспорт.

В облминтрансе уточнили, что в совокупности региональный автопарк обновлен уже на 60 процентов. Для замены всего подвижного состава в Рыбинске и районе нужно еще 75 автобусов, для Ростовского, Угличского, Тутаевского районов и Переславля-Залесского - 154 машины. Все вместе - на сумму 3,4 миллиарда рублей. И комитет Совета Федерации по экономической политике, где на прошлой неделе Ярославская область представляла свою программу обновления ОТ, поддержал выделение региону федеральных средств на приобретение 229 автобусов за счет специального казначейского кредита. А значит, "желтенькие" с буквой Я на бортах скоро действительно станут брендом не только Ярославля, но и области в целом.

Транспорт на любой вкус

При этом - в отличие от некоторых соседних регионов - в Ярославле не делают акцент на одних лишь новых автобусах. К радости горожан, свою порцию внимания получает и экологически безопасный электротранспорт. Причем не только трамваи и троллейбусы, но и - с недавних пор - электробусы: участие в федеральной программе по электротранспорту позволило региону получить безвозмездную субсидию на приобретение 38 новых электробусов, 17 из которых 1 февраля уже вышли на новый маршрут N 50, проходящий, по сути, через весь Ярославль.

В Ярославле презентовали новую российскую электричку

Сейчас, сообщил Мурат Баснукаев, для этого вида транспорта в городе устанавливаются зарядные станции - всего их будет 12, для трех (абсолютно новых) электробусных маршрутов. Кроме того, в начале года в Ярославль поступили четыре новых низкопольных троллейбуса, которые работают на четырех маршрутах, и в этом году АО "Яргорэлектротранс" планирует закупить еще пять таких машин.

И совершенно отдельная история - трамваи. Чтобы полностью модернизировать трамвайное движение в областном центре, в конце 2022 года правительство Ярославской области заключило концессионное соглашение с компанией "Мовиста Регионы Ярославль". Согласно ему, в городе будут реконструированы все 45,3 километра трамвайных путей, а также восемь тяговых подстанций, два путепровода, одно трамвайное депо. Кроме того, Ярославль получит 47 односекционных низкопольных современных трамваев, максимально удобных для пассажиров, в том числе для маломобильных групп населения.

Правда, первые 4,6 километра путей планировалось сделать еще в 2023 году, однако работы на них перенесли на 2024-й, но руководство министерства транспорта заверяет, что из графика реализация концессионного соглашения не выйдет.

- В прошлом году мы должны были сделать 4,6 километра путей. Несмотря на то что мы это не реализовали, мы не уходим от графика. С концессионером и Минтрансом РФ мы этот момент отработали. Просто 4,6 километра перешли у нас на нынешний год, соответственно в 2024 году мы планируем сделать 23 километра путей, - объяснил Мурат Баснукаев.

Работы на первом участке - от Ленинградского проспекта до разворотного круга на улице Блюхера - уже начались.

Комментарий

Михаил Евраев, губернатор Ярославской области:

- Желтые, ярко оформленные автобусы стали уже визитной карточкой региона и его украшением. Это отмечают и жители, и наши многочисленные гости. Подчеркну, что и количество жалоб сейчас минимальное. Если раньше общественный транспорт был в топе по числу жалоб, то сегодня, когда мы рассматриваем данные центра управления регионом, мы видим, что их очень мало. Наша задача - за полтора-два года поменять все автобусы во всех наших районах: Тутаевском, Угличском, Ростовском, Даниловском, Гаврилов-Ямском, Переславле-Залесском и всех остальных муниципалитетах.

Ярославль