26.03.2024 14:44
Культура

Режиссер Юрий Быков рассказал, какие слова из "Звездных войн" ценит больше всего

Текст:  Сусанна Альперина
В новом выпуске программы "Белой студии" появится актер, режиссер и сценарист Юрий Быков. Беседу с ним покажут 26 марта в 21:30 на телеканале "Россия-Культура".
/ Пресс-служба ТК "Россия - Культура"
Читать на сайте RG.RU

О "синдроме самозванца" и тщеславии, максимализме и радикализме, о Набокове и Чехове, Достоевском и Горьком, о внутренней неустроенности и ощущении свободы Юрий Быков беседует с ведущей программы Дарьей Златопольской. Вот несколько цитат из выпуска.

О городе детства:

Все, кто видел сериал "Чернобыль", могут представить место, где я родился и вырос. Маленький городок при электростанции, который строили в 60-е годы. Они все типовые, типа Припяти. Голое поле огромное, и ты выходишь из дома, проходишь за другую пятиэтажку 30 метров, там река - и все, глазу не за что зацепиться. А из окна у меня всегда был виден так называемый Погореловский бугор (за него еще солнце садилось: все очень кинематографично!), и туда, за него уходила дорога, которая вела в сторону Москвы. Каждый день в 11 часов утра туда уходил автобус…

О движении вперед:

Нежелание принимать реальность, правила этой реальности (причем достаточно приземленные в нормальном смысле) в какой-то момент становится причиной кризиса. Это желание вырваться, уехать за Погореловский бугор, желание путешествовать (как у мальчика из "Острова сокровищ"). Мне было достаточно уютно, я любил свой город, был там по местным меркам звездой… Но я понимал, что есть какое-то внутренне желание, которое не дает чувствовать себя до конца не то что бы счастливым, а до конца спокойным. Когда в движении куда-то ты ощущаешь себя гораздо комфортнее и спокойнее, как ни странно. И потом, в 30, 35, 40 лет, оказывается, что это постоянное желание двигаться вперед уже мешает. Потому что где-то уже надо притормозить и приземлиться.

О радикализме:

Мой любимый персонаж Йода в "Звездных войнах" сказал: "Только ситхи все возводят в Абсолют". Я достаточно давно понял, что радикализм и есть зло. Не черное или белое, а отсутствие оттенков. Хотя это очень красивое сочетание, емкое. Для творчества - да. Для жизни - нет.

О самоидентификации:

В лице режиссера Сергея Илютина кино обрело талант, умеющий слышать время

Не нужно быть самым сильным или самым слабым, самым умным или самым бездарным. Нужно просто быть равным самому себе, найти свое место в этом мире и не бояться признать, что я - не Тарковский, не Герман, не Висконти, не Бертолуччи. Я просто Быков. Даже если мне отмеряно 10 лет внимания к моей персоне, а дальше меня все забудут, это нормально. В масштабах вселенной мы все занимаем свое место. И ненахождение своего места - и есть главное несчастье.

О целях и средствах:

Я в какой-то момент был "результатчиком". Это такие люди, которые во что бы то ни стало должны добиться хорошей выделки. А стоила ли овчинка этой выделки, таким вопросом они не задаются. Моя любимая картина - "Сталкер". Тарковскому и его окружению она стоила очень многого… Для себя я сейчас очень серьезно решаю вопрос: что первостепенно - люди или результат. Как только люди перестают иметь значение (а я это проходил), по-моему, результат перестает радовать… С другой стороны, мы же не знаем своей миссии. Быть может, мы должны сделать что-то, что нас счастливыми не делает. А в результате это пригодится большому количеству людей.

О фильме "Побег из Шоушенка" и внутренней свободе:

В определенном смысле, для человека нет большей тюрьмы, чем он сам. В фильме "Побег из Шоушенка" (…) Энди Дюфрейн выбирается из тюрьмы тогда, когда понимает, что больше не виноват перед своей женой. Не тогда, когда его отпускают обстоятельства и появляется возможность. Он понял для себя, что больше не виноват. Он теперь будет жить под чужим именем, но он будет свободен - потому что свободен внутри. Потому что эту внутреннюю свободу он заслужил. А никакой другой свободы, кроме внутренней, нет.

О поисках счастья:

Нельзя поймать птицу счастья. Можно только разбить сад, куда она прилетит (и Чехов, наверное, очень хорошо это понимал). Нельзя найти любовь, работу, друзей - если их искать. Но ты можешь начать создавать в себе и вокруг себя некую атмосферу, где все это появится само собой.

О роли случая:

Не обязательно все время выбирать сознательно. Несмотря на нейросеть и желание все просчитать, жизнь все еще может преподносить сюрпризы. Есть один очень важный момент: то, что жизнь предлагает тебе как случайность, обладает большей ценностью, чем то, что ты наскроллил. И тогда ты начинаешь это ценить как нечто сакральное.

Режиссер Роман Габриа: Я работаю не в угоду публике, а размышляю о чем-то
ТВ и сериалы