На фоне ухода с нашего рынка ряда зарубежных брендов россияне переключились на отечественную продукцию, и сейчас парфюмерно-косметический рынок России входит в десятку крупнейших в мире по обороту. Например, ритейл-сеть косметики и парфюмерии "Золотое яблоко" в 2023 году нарастила выручку по брендам российского производства в категории парфюм на 71%. В Wildberries в топ-5 самых продаваемых парфюмерных артикулов в 2023 году вошли только российские бренды. На маркетплейсе Ozon в прошлом году в топ-10 по продажам в сегменте женских духов вошел российский бренд "Новая заря".
Интерес покупателей к отечественной парфюмерии, в том числе к авторским брендам, неуклонно растет. Сегодня они выглядят привлекательнее по соотношению цены и потребительских характеристик, к тому же по данным середины февраля 2024 года средняя стоимость флакона духов в России снизилась на 24%.
Развитию рынка способствуют и меры поддержки государства — от субсидирования расходов на рекламу и облегченного доступа производителей в торговые сети (в том числе онлайн-сегмент) до локализации производства ингредиентов. Как следствие - новые марки стремительно осваивают освободившиеся ниши и завоевывают доверие потребителей.
В связи с этим 20 и 21 марта в павильоне Минпромторга России "Сделано нами" (в "Зале будущего") генеральные директора и основатели парфюмерных и косметических брендов обсудили успехи в импортозамещении и возросший интерес потребителей к отечественным брендам. Модератором первого дня стала Анна Дычева-Смирнова, председатель оргкомитета парфюмерно-косметической выставки InterCHARM, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, международный эксперт в области экономики и маркетинга. По ее данным, в 2023 году на российском рынке было представлено около 140 миллионов флаконов духов, при этом 80 миллионов из них - российских брендов. За год объемы отечественного производства в отрасли увеличились более чем на 30%. "Выставка InterCHARM при содействии Минпромторга России уже третий год поддерживает начинающие российские бренды и производство отечественной косметики в целом. За эти три года на выставке было представлено более 500 новых брендов, экспозиция выросла в два раза, а число российских участников составляет теперь 70%", — сообщила эксперт.
Новые товары на рынок выпускают и крупные бренды, и нишевые парфюмеры. К примеру, недавно крупный производитель косметики и товаров для дома "Арлаб" запустил собственную линейку ароматов Avec Défi, вдохновленную российскими достижениями в разных сферах – от балета до полетов в космос.
Параллельно развиваются и смежные направления, в том числе производство упаковки. "Несколько десятилетий мы закупали стекло за рубежом. А недавно запустили на российском заводе "Свет" первый в России цех по производству флаконов для парфюмерной промышленности", — поделилась директор дивизиона Парфюмерия Faberlic Наталия Эшкинина.
Отечественные производители косметики и парфюмерии пользуются популярностью и за рубежом. Бренд Natura Siberica представлен более чем в 90 странах, а Faberlic - в 41 стране. "Европейскому рынку присущ тренд на органику и натуральность. Natura Siberica производит сертифицированную натуральную и органическую косметику более 17 лет и обладает уникальной экспертизой в этом вопросе", - подчеркнула управляющий директор ГК Natura Siberica Юлия Семакова.
Для внедрения в производство передовых технологий и создания уникальных ароматов нужны квалифицированные кадры, поэтому в сентябре на базе РХТУ им. Менделеева запустится первая в России магистратура по подготовке парфюмеров-технологов. "Многие крупные производства уже заинтересовались этой программой и заключили договор о сотрудничестве, чтобы принимать будущих специалистов парфюмерной отрасли на своих площадках", — поделилась создатель бренда VDOHNI Полина Казакова, также участвующая в реализации проекта.
На следующий день прошла лекция по истории парфюмерии и ее современных трендах. Модератором мероприятия стала Наталия Черкасова – основатель и генеральный директор Московского клуба визажистов.
Сооснователь Русского музея парфюмерии и вице-президент Союза коллекционеров России Ирина Воробьева рассказала, как зарождалась отрасль. В ходе лекции посетителям было продемонстрировано множество архивных документов.
Сооснователь Русского музея парфюмерии Ирина ВоробьеваСегодня в России огромное количество локальных брендов и аутентичных ароматов, которые завоевали сердца потребителей. Генеральный директор косметической компании "Крымская Роза" Иван Гладун поделился своей историей: "Первый отечественный сорт "Крымская Красная роза" был создан в 1930 году на комбинате "Крымская Роза". Весь цикл производства полностью создан с нуля. Сегодня в Крыму выпускается более 300 наименований косметики с розой, а сырье стало визитной карточкой полуострова".
К слову, цветочные ароматы, по мнению экспертов, сейчас особенно популярны - именно они станут трендом весны 2024 года. Гостям было предложено проголосовать за самый понравившийся из представленных на мероприятии парфюмов. Победителю будет предложена возможность презентовать себя на профильной выставке InterCHARM.
Дни парфюмерии в павильоне Минпромторга