Как заявил глава Минцифры Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по информационной политике, это обеспечит присутствие компании в новых точках массовой жилой застройки.
"У нас сейчас очень много строится жилья - это массовая застройка. Нужно вводить обратно советские нормативы. У нас они остались по социалке - в части детских садов, школ, поликлиник. "Почта" из этих нормативов ушла, а застройщики, которые вводят это жилье, должны определенные площади на первых этажах передавать безвозмездно "Почте России", - заявил Шадаев.
В свою очередь глава комитета Александр Хинштейн поддержал эту инициативу.
Сегодняшний уровень интернет-торговли и потенциал ее развития обязательно нужно учитывать при строительстве и проектировании новых жилых комплексов и другой застройки, уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
"Речь идет не только о планировании площадей для открытия ПВЗ, также важно наличие городской инфраструктуры для доставки, в том числе курьерских служб - например, разметка для велодорожек, дополнительные остановочные пункты. Пока такая инфраструктура стала проектироваться только в Москве, в остальных же работа курьеров значительно усложняется и основным способом доставки товаров остаются ПВЗ и магазины. В качестве примера здесь можно использовать зарубежный опыт, так, например, в Китае, где доля интернет-торговли в общем объеме розницы уже около 30%, при планировке застройки обязательно предусматриваются места для постаматов, дополнительные велодорожки для курьеров и остановки",- сообщил он "РГ".
"При проектировании современных комплексов надо предусматривать всю необходимую инфраструктуру на первых этажах не только для Почты России, но и для маркетплейсов. Это касается не только пунктов выдачи заказов, но и дорожек для курьеров, постоматов и др", - уверены в Яндекс.Маркете.
В Авито, OZON и Wildberries не смогли прокомментировать "РГ" инициативу главы Минцифры.
В советских нормативах было, конечно, очень много хорошего и выверенного, но надо понимать, что ранее вся стройка была государственной, и государство формировало соответствующую политику, в том числе и распределение тех или иных площадей в соответствии с нормативами, рассуждает член Общественного совета при Минстрое Михаил Викторов. "Сейчас ситуация изменилась, застройщики частные, и любая нагрузка ложится на себестоимость квадратного метра, - отмечает он. - Я думаю, что предусматривать соответствующие площади для размещения не только почты, но и маркетплейсов - надо. Не берусь сказать, надо ли это делать исключительно в сторону только одного государственного оператора. Все-таки конкуренцию никто не отменял".
"Отделения почтовой связи можно считать не менее важной социальной инфраструктурой наравне с поликлиниками, детскими садами и школами. Граждане регулярно пользуются услугами почты", - считает член Генсовета и комитета по строительству "Деловой России" Владимир Прохоров. В последние годы в местах массового строительства многоквартирного жилья подобная инфраструктура действительно отсутствует, говорит он. У жителей новых кварталов в пешей доступности нет почтовых отделений, что доставляет определенный дискомфорт. При этом почти в каждом многоквартирном доме есть помещения для коммерческих целей, которые, как правило, занимают небольшие продуктовые магазины, кофейни, парикмахерские, аптеки, пункты выдачи заказов. Отделения почтовой связи нельзя в прямом смысле назвать коммерческой организацией, поэтому подобная инициатива имеет место, считает Прохоров. В то же время инициатива требует существенной проработки.
Во-первых, нужно четко понимать, какое количество почтовых отделений требуется на определенное количество жителей. Во-вторых, стоит подумать, все ли такие отделения должны оказывать полный спектр услуг. Возможно, имеет смысл часть из них организовать по принципу пунктов выдачи заказов с возможностью приема писем через почтовые ящики. "Такое решение позволит застройщикам концептуально не менять существующие проекты, - говорит Прохоров. - Ведь любое отделение почтовой связи как минимум должно иметь складское помещение для хранения как отправляемых, так и получаемых грузов, а также доступный подъезд для грузового транспорта, не препятствующий комфортному проживанию граждан. И конечно, подобные решения - это дополнительные расходы для застройщиков, которые так или иначе будут перекладываться на жильцов либо влиять на себестоимость остальных коммерческих помещений".
В домах, которые строит компания, всегда предусматриваются помещения для почтовых отделений, в зонах большой застройки (больше двух домов) почта всегда находится в зоне досягаемости, заверяет вице-президент ГК "Страна Девелопмент" Александр Гуторов. Арендная ставка пониженная как для необходимого социального объекта. "Говорить о полностью бесплатных помещениях , наверное, не совсем корректно, потому что "Почта России" так или иначе ведет и бизнес-процессы - доставки, работа с маркетплейсами и т. д.", - считает он.
Застройщики и так зачастую выполняют функцию государства, возводя за свой счет социальные объекты, отмечает заместитель гендиректора компании "Унистрой" (Казань) Искандер Юсупов. "Дополнительная нагрузка в виде почты явно нежелательна, - говорит он. - "Почта России" является пусть государственной, но коммерческой структурой и вполне способна арендовать или приобрести помещение самостоятельно. Сейчас настолько развиты курьерские доставки и настолько много пунктов выдачи заказов с маркетплейсов, что непонятно, зачем почта в целом-то и нужна, кроме отправки писем".
Некорректно вводить в нормативы показатель почтовых отделений и коррелировать его с объектами социальной инфраструктуры для коммерческого предприятия, получающего прибыль, уверены представители застройщика "Красная Площадь Дом 1" (Курск). Почта, по их мнению, должна приобретать коммерческие помещения, пусть даже по средней стоимости кв. м коммерческой недвижимости в регионе, а не по заявленной застройщиком.
Почтовые отделения обычно занимают достаточно большую площадь, поэтому передача застройщиком помещений на безвозмездной основе маловероятна, так как в этом случае издержки либо лягут на застройщика в качестве дополнительной социальной нагрузки, либо будут закладываться в стоимость квартир, что увеличит их стоимость, особенно в небольших ЖК, говорит гендиректор ГК "Жилой Квартал" (Башкортостан) Евгений Вечков. Если же почта будет заходить в качестве арендатора или будет готова выкупить помещения, то эта идея вполне реализуема.
Если застройщик должен выделить небольшой процент коммерческих площадей для почты в рамках проекта квартальной застройки, то речь идет о незначительном удорожании, говорит директор по продажам ГК "Полис" Анастасия Иващенко. Если же эта нагрузка будет вменяться на точечную застройку и небольшие дома, то потеря львиной доли дорогостоящей продаваемой площади коммерции, которая будет передаваться на безвозмездной основе, существенно повлияет на маржинальность проекта. Для компактных проектов это решение будет очень болезненно и может поставить под вопрос перспективу строительства проекта в целом.