27.03.2024 05:00
Экономика

Продажи форели в прошлом году выросли почти на треть

Текст:  Татьяна Карабут
Форель все больше составляет конкуренцию семге на столах у россиян. В прошлом году ее продажи выросли на 30% в деньгах и на 25% в весе, рассказали в Рыбном союзе. Россияне предпочитают охлажденную красную рыбу. Форель выращивают на европейской части страны, ее можно довезти до потребителя быстро. К тому же форель дешевле семги, а по качеству не уступает ей.
/ Артур Лебедев / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Продажи форели в 2023 году выросли в деньгах на 30% к 2022 году и на 60% к 2021 году. В весе продажи увеличились чуть меньшими, но сопоставимыми темпами: на 25% к 2022 году и на 55% к 2021 году, подсчитали в аналитическом центре Рыбного союза на основе данных восьми федеральных торговых сетей.

Прежде всего, растет доля охлажденной и дефростированной рыбы, продажи которой в деньгах выросли на 80% к 2022 году и 120% к 2021 году. Даже консервативные покупатели постепенно отказываются от своих потребительских привычек, о чем говорит снижение продаж мороженой форели в деньгах на 10% к 2022 году и на 20% к 2021 году. При этом быстрее всего теряют популярность неразделанная рыба и с минимальной разделкой, в то время как стейки, филе и куски, наоборот, укрепляют свои позиции примерно на 15% в год. То есть растет спрос на продукцию, которую проще и быстрее готовить. По оценкам Рыбного союза, при сохранении таких тенденций уже в ближайшие годы продукция глубокой переработки займет 50% продаж в категории.

При этом продажи ближайшего конкурента форели - семги - в 2023 году оказались на уровне 2021 года, после спада в 2022 году увеличившись на 20%. Но и ее потребители предпочитают покупать охлажденной или дефростированной. Те торговые сети, которые смогли обеспечить своим покупателям такую продукцию высокого качества, получили рост продаж в весе на 150% к 2021 году и на 100% к 2022 году.

Топ-10 знаковых изменений: Что происходит в рыбной отрасли

Оптовые цены на семгу и форель в 2023 году были волатильными, во многом из-за колебаний курса рубля. При этом среднегодовая оптовая цена на эти виды рыб осталась практически на уровне 2022 года. Цена на полке восьми федеральных сетей, по данным аналитического центра Рыбного союза, в 2023 году росла в пределах продуктовой инфляции.

"В 2024 году потребители также, вероятно, не должны увидеть резкого роста цен: предложение семги и форели имеет довольно надежную основу в виде роста производства аквакультуры в России и за счет восстановления импорта", - прогнозируют эксперты союза.

Так, производство отечественных аквакультурных лососевых в 2023 году (по данным Росрыболовства) составило 158 тыс. тонн, увеличившись на 75% за последние пять лет. А объем импорта лососевых в весе в 2023 году увеличился на 35% к 2022 году (не дотянув 5% до уровня 2021 года), превысив 100 тыс. тонн. Так, чилийской семги ввезли на 55% больше в весе (порядка 40 тыс. тонн), турецкой форели на 15% больше (около 35 тыс. тонн).

"В 2024 году наиболее вероятна стабилизация объемов импортных поставок, развитие ситуации будет зависеть прежде всего от курса рубля и внешнеполитической конъюнктуры", - оценивают в Рыбном союзе.

Герман Зверев: Главным фактором спроса на рыбу остались ее цена и реальные доходы населения

Управляющий партнер агентства Agro&Food Communications Илья Березнюк видит несколько причин роста популярности форели у россиян. Из 402 тыс. тонн аквакультурной рыбы, выращенной в 2023 году, почти половина приходится на красную рыбу. Значимый прирост ее производства наблюдается в Мурманской области, Карелии. К немаленькому внутреннему предложению добавляется импорт форели из дружественных стран - Турции, Армении. К тому же после ухода с российского рынка норвежской семги у потребителей осталась потребность именно в охлажденной красной рыбе, а форель привезти намного ближе, чем другую рыбу с Дальнего Востока. Кроме того, по своим органолептическим свойствам форель схожа с семгой. При этом форель существенно дешевле семги. У охлажденной белой рыбы (трески, пикши), которую вылавливают в Северном бассейне, тоже есть свой потребитель. Это тоже качественная и недешевая рыба. Но с точки зрения маркетинга, устоявшихся вкусовых предпочтений, удобства разделки красная рыба для потребителя остается номером один, говорит Березнюк.

АПК